Житель Севастополя пережил подрыв тральщика и спасся с экипажем подводной лодки

Свою большую семью с детьми и внуками Евстигнеевы называют эскадрой научных кораблей

К началу войны, в 1941-м, Володя Евстигнеев окончил только 9 классов, и мечта о поступлении в морское училище стала призрачной. Но рука судьбы и матросская тельняшка привели призывника на Балтийский флот. В учебном отряде он получил первую военную специальность — комендора палубного. Это — корабельный артиллерист, в совершенстве владеющий всеми видами артиллерийского палубного оружия.

Выпускников учебки сразу направляли на береговые батареи, но судьба-тельняшка провела Владимира по трапу тральщика "Гак" с бортовым номером 210, который стал ему родным. После блокады Ленинграда корабли перешли в Кронштадт, и там проходили суровые военные будни дивизиона тральщиков — траление заданных квадратов. Работа мучительная. Немцы ставили мины с приборами кратности. До 13 раз над такой донной миной можно было пройти тральщику. А на 14-й — взрыв. А путь кораблям нужно открывать. Вот и утюжили тральщики водную гладь в поисках затаившейся смерти...

Реклама

"В 1944-м, 1 июля, мы получили задание отбуксировать большую баржу из Нарвской бухты с личным составом и техникой воинского соединения к финским берегам, — вспоминает капитан 1-го ранга Евстигнев. — Помню, медики еще удивлялись, как же легко и просто воевать морякам-надводникам. Даже простыням позавидовали и обеду за столом по расписанию. Но уже через час прогремел взрыв мины — "Гак" был еще в зоне видимости с берега. Взрыв унес жизни сразу четырех моряков. А я после вахты как раз в кубрике отдыхал — проснулся, когда ударился о потолок и упал на палубу. Бросился к трапу, а сверху поток воды несется. Думал, что корабль уже под водой. Но это только волна от взрыва перекатилась через палубу. Корабль представлял страшное зрелище. Нужно было прыгать за борт — я снял ботинки и прыгнул. Последним корабль покинул командир, установив на кормовом флагштоке гибнущего тральщика советский военно-морской флаг. Всякий плавающий предмет спасал чью-то жизнь. Плавали столы и банки, плавали матросские матрацы, набитые мелкой пробкой, такие же подушки... Где-то через час пришли торпедные катера, но взобраться на борт сил уже не было. С тральщика спаслись более 60 человек".

Счастливый случай спасения только укрепил веру Владимира в правильности выбранного пути. После войны он окончил военно-политическое училище им. Жданова, встретил в Севастополе свою Надежду и получил назначение сначала на крейсер "Невский", а потом и на "Киров". За отличную службу был рекомендован к поступлению в Академию ВМФ, а к моменту ее окончания возобладала тенденция развития подводного флота. Так Владимир Евстигнеев оказался на подводной лодке и после нескольких "автономок" сдал экзамены на право самостоятельного управления субмариной. На своем кителе "лодочку" — знак командира ПЛ — он носит с особой гордостью.

Реклама

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СУБМАРИНЫ

Когда пришло время прощаться с военной службой, капитан 1-го ранга Владимир Евстигнеев решил посмотреть мир не только через перескоп и немало сил приложил, чтобы попасть на научно-исследовательское судно "Академик Вернадский". Еще одна мечта его сбылась, и он в качестве старпома обошел десятки стран, моря и океаны.

И сегодня, когда ему задают вопрос: "Удалась ли жизнь? Стоило ли по палубам кораблей ходить больше, чем по земле?" — он отвечает без сомнений: "Конечно, удалась. Ни минуты не жалею! Горжусь, что воевал за свою Родину, защищал Советский Союз". Есть у Евстигнеева и личная победа. За время 62-летней семейной жизни с Надеждой Викторовной у них выросла своя научная династия. Жена военного моряка стала известным журналистом, работала 20 лет во "Флаге Родины".

Реклама

pod_005________1_1__

Надежда. С женой вместе 62 года — вырастили "научную династию". Фото из архива В. Евстигнеева

Свою большую семью с детьми и внуками Евстигнеевы называют эскадрой научных кораблей. Есть среди 15 человек: доктора наук, 4 кандидата наук, 3 аспиранта, инженер-программист, педагог. Старший внук, кстати, был самым молодым в Украине профессором. "Вот этими достижениями в личном плане мы и гордимся с женой", — говорит Владимир Павлович.

ДВЕ АВТОНОМКИ НА "ДИЗЕЛЯХ" 613-ГО

У Евстигнеева в активе несколько автономок. И самые памятные — первые, на дизельных субмаринах, модернизированный 613-й проект (С-70 и С-74) которых обеспечивалл уже не 30, а 45 суток автономного плавания. В годы "холодной войны" подводники ЧФ опыт боевой службы приобретали в Средиземном море, "кишащем" кораблями НАТО.

"В конце 1964-го командование решило гнать лодки из Севастополя в Лиепаю на ремонт, — вспоминает Владимир Павлович. — И как только мы прошли Босфор, нас буквально окружили американские корабли: для них в этом районе большой диковиной была подлодка под советским флагом. Натовцы фотографировали лодку со всех сторон. В воздухе постоянно висели самолеты разведки. Целое звено "Нептунов" сменяло друг друга. Но экипаж с поставленной задачей справился, от преследования оторвался и ни разу за время перехода не проводил внепланового всплытия. Помог грозовой фронт и сильный шторм на входе в Эгейское море. "Нептуны" разлетелись, и командир бригады приказал погружаться. С этого момента и началась боевая служба продолжительностью в 45 суток. А вторая автономка была еще тяжелее первой: на 17-й день при зарядке батареи вышел из строя правый дизель, а потом и левый. Было и аварийное всплытие, и тонула лодка — в тот день, когда в Севастополе шла первомайская демонстрация 1965 года. Но нам удалось исправить все повреждения. Поход завершился благополучно. И экипаж даже был отмечен орденами".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
Be in Techno Trends
Следить за новостями
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
57,49
54,99
52,69
27,86
58,22
56,42
52,80
29,41
59,00
57,00
51,90
27,93
59,29
58,09
55,09
29,38
61,99
59,99
55,99
29,97
61,99
59,99
55,99
29,98
62,49
59,34
55,41
28,88
62,99
60,99
56,99
29,98
-
56,07
50,79
29,46
-
53,88
49,86
27,61
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

58190.01

Binance Coin (BNB)

519.69

Dogecoin (DOGE)

0.1

Litecoin (LTC)

64.25

Theta (THETA)

1.19

Выбор украинцев 🚘
Какие новые легковые авто покупали в июне
1
Toyota Toyota
456
2
Renault Renault
327
3
Volkswagen Volkswagen
263
4
Hyundai Hyundai
172
5
Skoda Skoda
168
6
Mitsubishi Mitsubishi
162
7
BMW BMW
120
8
Nissan Nissan
102
9
Mercedes Mercedes
94
10
Ford Ford
87
Подробнее
Love is... 💙💛
За что мы любим Винницу
Водонапорная башня

Водонапорная башня

Фонтан «Roshen»

Фонтан «Roshen»

Вареники с вишней

Вареники с вишней

Double-decker

Double-decker

Отель «Савой»

Отель «Савой»

Посетить город после победы

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять