Харьковское метро избавляется от людей. Это вторая волна сокращения на предприятии за год. Но если за весь 2009-й из метро уволили 180 человек, то в декабре в одночасье больше шестисот сотрудников сократят. Причем под удар попадут те, кто ремонтирует вагоны, следит за путями. Машинисты поездов боятся, что это обернется катастрофой: несколько лет назад уже пытались сократить штат, спустя месяц техника посыпалась, для ремонта не хватало рук.
О готовящемся сокращении в метро говорить не хотят. Метрополитен подал данные о грядущих сокращениях в Центр занятости. Под удар попадают работники телемеханической и электромеханической служб, службы движения, сотрудники Московского депо. "В ноябре предприятие планирует сократить 488 человек, а в декабре — 138 человек", — говорит начальник отдела статистики Центра занятости Наталья Роменская.
Слухи о тотальном сокращении метрополитеновцев ходят в подземке несколько месяцев. Связывали их прежде всего с покупкой автоматов, которые заменят десятки кассиров. Но потом даже рядовые сотрудники поняли: увольняют целые службы, чтобы создать частное предприятие, а точнее, акционерное общество. Рядовые сотрудники, всю жизнь проработавшие на стратегическом объекте, от этих планов в ужасе. Говорить официально они боятся, ведь работать в новую фирму возьмут не всех. "Все сотрудники недовольны, для нас это военная тайна, — говорит механик Сергей. — Служба движения станет службой эксплуатации, будет при метро, все остальные службы войдут в состав частного предприятия. Ни выслуги, ни больничных мы не будем получать. Увольнение будет проходить легко. Знаете, как у нас дела под землей решаются? Господин Мусеев сдал свой джип в аренду метрополитену, и теперь метрополитен платит и водителю, и за ремонт, и за бензин. Все законно, но все неправильно и за счет харьковчан, которые покупают жетоны", — сетует Сергей. Работа в частном предприятии выглядит для метрополитеновцев нерадужно. Механики говорят, о сокращении их проинформировали, пообещали некоторых взять обратно. Отказываться от работы в АО люди не торопятся: в кризис с их специальностью найти работу практически невозможно. Тем, кто перейдут, обещают вернуть премию, а сейчас ее никто не получает. Но скорее всего, эти деньги будут идти черным налом, налоги в горбюджет не пойдут.
Единственные, кто пока не пострадают, — машинисты и дежурные по станции. "Машинистов нельзя перевести к частникам, — говорит машинист со стажем Александр. — Часть документов, которые нужны для ежедневной работы, идут непосредственно в Министерство транспорта. Не могут эти бумаги быть негосударственными".
"ЭТО НАРОДНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
У начальника подземки насчет увольнения — своя точка зрения. "Увольняем тех, кто не работает, — сообщил нам Сергей Мусеев. — Тех, кто не выполняет свои профессиональные обязанности". Информацию о создании АО или каких-либо других частных предприятий на базе метро начальник подземки не подтвердил. "Метро — это предприятие, которое априори не может быть приватизировано, — заявляет Сергей Зинятович. — Потому что это народное предприятие". Опытные машинисты боятся за безопасность движения. "Мы два года назад уже это проходили, тогда людей массово сократили, мы голодали, ходили с палатками на площадь, — говорит Александр. — Составы сыпались, страшно было выходить на смену. Нельзя с таким количеством людей, как они собираются оставить, проводить ремонт. Тогда всех сотрудников вернули назад".