Блоги
Стас Юрасов

Хто заправляє наші автомобілі електрикою? (рос.)

Стас Юрасов

Економічний оглядач, журналіст "Україна 24"

Перед новым годом крупнейший оператор фиксированной связи и скоростного интернета Укртелеком в буквальном смысле удивил новостью. И это был вовсе не отчет о новогодних акциях и тарифах, нет. Компания запустила собственную сеть зарядок для электротранспорта – UTrecharge. И как выяснилось, в Киеве и окрестностях уже установлено 45 станций.

Укртелеком и ДТЭК: в чем отличие

В отличие от сети электрозарядок, которую в 2018 году запустила родственная Укртелекому энергетическая компания ДТЭК (торговая марка STRUM, позже была переименована в YASNO E-Mobility), телеком-оператор начал ставить станции, условно говоря, средней мощности. Они оборудованы двумя типами разъемов – на 22 кВт и 3,5 кВт. А у станций E-Mobility – это 50 кВт.

Реклама

Дтэковские стации заряжают быстрее, но и стоят в разы дороже. Укртелеком же позиционирует свою сеть иначе. Директор по связям с общественностью и внешним коммуникациям телеком-оператора Михаил Шуранов сравнивает станции с форматом "магазин у дома", которые естественно отличаются от крупных супермаркетов, и зачастую не конкурируют с ними, а дополняют.

К слову, в точках UTrecharge, которые указаны в соответствующем мобильном приложении, можно будет зарядить не только электромобили, но и электроскутеры, самокаты и прочий электротранспорт. Стоимость зарядки – 4.95 грн за кВт⋅ч, что соответствует среднерыночному тарифу для зарядок средней мощности. У высокомощных станций на 50 кВт тариф выше – порядка 9 грн за кВт⋅ч.

Реклама

Укртелеком пришел к идее создания собственной сети электрозарядок, так как в процессе модернизации новое телеком-оборудование стало гораздо компактнее. Оно меньше ест электричество. Поэтому излишки решено было продавать владельцам электротранспорта.

Преимущество компании состоит в том, что она может размещать зарядки на своих зданиях, исторически размещенных в центрах микрорайонов, куда не всегда есть доступ у других игроков. Розетку компания может установить непосредственно на фасаде дома.

Сколько вообще электрозаправок в Украине

За последние годы в Украине появилось около десятка операторов сетей электрозаправок. Они устанавливают как собственные станции, так и берут к себе в сеть партнерские. В электрозаправочный бизнес идут разные люди. Это могут быть как ИТ стартаперы, разрабатывающие решения для биллинга и удобные мобильные приложения, так и просто компании, которые занимаются поставками в Украину электрокаров.

Реклама

К началу 2020, по данным IRS Group, компании, которая занимается исследованием этого рынка, в Украине было установлено около 3000 электрозаправок. И в течение прошлого года их количество быстро росло. Чтобы увидеть, сколько у нас сейчас действующих станций, можно, например, зайти на международный сервис Plugshare.com.

Вот так сейчас выглядит покрытие станциями центра Киева:

Сами по себе станции, а особенно быстрые (CHAdeMo) – удовольствие недешевое. Они могут обойтись инвесторам в более $30 000.

Возникает вопрос: а хватит ли всем сетям клиентов, чтобы отбить вложенные в инфраструктуру средства?

Здесь снова поможет статистика. Итак, по данным IRS Group, состоянием на 1 июля в Украине 21,8 тысяч электромобилей и еще 8,2 тысячи PHEV – гибридов с возможностью к подключения к розетке. Это, конечно, пока не слишком большая клиентская база.

Следует учитывать еще и тот факт, что в отличие от бензиновых автомобилей, которые заряжаются исключительно на специализированных заправках, владельцы электрокаров могут заряжать свои транспортные средства дома. Да, это будет в разы дольше, нежели на электрозаправке, очевидный плюс – явная экономия. Вместо 4-9 грн за кВт⋅ч, нужно будет заплатить по своему тарифу на э/э. То есть, точно в несколько раз меньше.

Поэтому заправки для владельцев электрокаров – это, скорее, вынужденная мера (не успел/не смог зарядить дома/ живу в многоэтажке, нет такой возможности).

Электрокаров все больше

Эксперты IRS Group обнадеживают. По их прогнозам, в Украине к концу 2024 года будет 246 тысяч электрокаров и гибридов различных модификаций, включая и не подключаемых к розетке. Преимущественно это будут машины б/у из-за рубежа, на которые устроили охоту украинские дилеры.

Это уже, конечно, выглядит похожим на рынок специализированного сбыта электроэнергии для транспорта.

Встречный вопрос: а будут ли сами заправщики готовы к наплыву электрокаров?

Сейчас, по данным того же Plugshare, достаточно развитой инфраструктуры "розеток для машин" выглядит преимущественно в больших городах.

При этом на юге и на северо-востоке страны есть "белые пятна", которые выглядят примерно вот так:

И даже если на карте есть обозначенная розетка, далеко не факт, что она будет работать, когда вы туда доберетесь на последнем заряде. Так как электрозарядка может оказаться и вот такой например:

Шансы заправиться в регионе, вдали от больших городов, до сих пор невелики. И озлобленных сообщений пользователей, которым так и не удалось заправиться, когда это им было очень нужно, на Plugshare довольно много.

В этом комментарии водитель, путешествующий по Украине на электрокаре, пишет, что единственную в округе зарядку в буквальном смысле оккупировали пчелы и "свили там гнездо":


Так что, пока рано говорить, что по стране можно свободно путешествовать на электрокаре. Это пока все-таки больше транспорт для больших городов. И у операторов сетей электрозаправок еще впереди очень много работы. Ведь важная часть их бизнеса – не только найти хорошую локацию и установить станцию. Ее еще и придется обслуживать, а также вовремя реагировать на отзывы клиентов, когда что-то вдруг не работает.

Рынок электрозаправок пока больше похож на инициативу энтузиастов и малых бизнесов. Маломощную станцию, стоимостью в $2000 долларов теоретически можно окупить за 2-3 года, что побуждает мелких инвесторов рискнуть сбережениями и стать частью чей-то заправочной сети. Но отбить средства получится лишь в том случае, если, как говорится, все звезды сойдутся. Локация окажется удачной, сеть будет быстро расти, репутация ее не испортится факапами, электроэнергия сильно не подорожает, вандалы не испортят оборудование и так далее.

Поэтому очевидно, что рынок будет укрупняться и становиться более профессиональным. А в конечном итоге на нем устоят несколько крупных игроков. Кто они будут – покажет время.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Всі новини
Останні новини
Показати ще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорить президент України
Більше заяв Зеленського
🏠 Квартирне питання
Новини нерухомості
Кулінарний майстер-клас
Що приготувати?
⚽ Фан-сектор
Вболівай за футбол!
⭐ Срачi прибули
Більше скандалів
🔮 Прогнози та гороскопи
Що ще кажуть зірки?
Герої не вмирають!

Позивний “Депутат”... Сергій Компанієць - старшина роти 93-ї окремої механізованої бригади “Холодний Яр”. Воював на передовій з 2014 року. Хлопці називали 47-річного старшину батьком, бо він допомагав і вчив кожного. Загинув у бою під Ізюмом, прикриваючи побратимів. Його 16-річний син пішов вчитись у військовий коледж…

Історія героя
ЗАПРАВКИ
Паливо сьогодні
95+
95
ДП
ГАЗ
56,99
56,27
52,53
26,03
57,49
54,99
52,49
25,98
58,05
57,62
50,77
27,78
59,00
57,00
51,90
26,23
59,09
57,88
55,09
27,59
61,88
59,41
55,49
27,54
61,99
59,99
55,99
27,97
61,99
59,99
55,99
27,98
62,99
60,99
56,99
27,98
-
53,05
49,77
25,56

Натискаючи на кнопку «Прийняти» або продовжуючи користуватися сайтом, ви погоджуєтеся з правилами використання файлів cookie.

Прийняти