Известное выражение "Нельзя управлять тем, что невозможно измерить" часто приводят как аргумент в пользу подготовки нефинансовых или, как их еще называют, социальных отчетов. В то же время часто звучит вопрос: "Зачем компании тратят так много усилий и времени на подготовку соцотчетов?" Попробуем в этом разобраться.
Итак, зачем компании готовят нефинансовые отчеты:
- Во-первых, соцотчет – это кропотливая, но полезная работа, в первую очередь, для компании. Подготовка включает сбор данных за конкретный период времени, их аналитику и консолидацию. Вы можете посмотреть, сколько всего было сделано/ не сделано, оценить результаты, сравнить себя с другими и строить планы на будущее.
- Во-вторых, соцотчет – это инструмент коммуникаций с разными заинтересованными сторонами. Отчет о делах компании пригодится тем, с кем компания взаимодействует: акционеры, инвесторы, сотрудники, органы власти, общественные организации, СМИ и т.д. (подробнее см.инфографику).
- В-третьих, отчет может помогать в управлении рисками. Если в отчетах раскрывать информацию не только о добрых делах, но и о сложных моментах, то такая проактивная позиция может оказаться хорошим подспорьем в случае кризисной ситуации.
- В-четвертых, аналитическая работа, которой очень много во время подготовки соцотчета, дает возможность оценить эффективность КСО-деятельности внутри компании.
- В-пятых, соцотчет – это помощь для тех, кто только начинает запускать КСО- направление. На примерах разных отчетов можно посмотреть, что делают другие, как они это делаю, для чего, чтобы понять, что будет полезно конкретно для вашей компании.
Соцотчетность в мире – это давно must have для большинства компаний. А тех, кто готовит отчеты в Украине, становится с каждым годом больше. И это не может не радовать.
Для себя, я условно делю компании, публикующие соцотчеты, на три категории:
• новички: делают первые шаги в нефинансовой отчетности. Такие компании, как правило, недавно начали внедрять принципы КСО в свою деятельность, находятся в процессе разработки / финализации КСО- стратегии.
• профессионалы: компании, которые интегрировали принципы КСО в свою деятельность и на регулярной основе отчитываются о своих достижениях в области КСО. Отчеты компаний подготовлены частично (или полностью) в соответствии с международными стандартами. Компании стремятся сделать отчеты важным инструментом коммуникации с ключевыми аудиториями: инвесторами, бизнес-сообществом, сотрудниками, общественными организациями, регулирующими органами.
• лидеры, тренд-сеттеры: компании-мировые лидеры в области нефинансовой отчетности, которые готовят отчеты в соответствии с международными стандартами, вовлекают в подготовку отчетов своих стейкхолдеров, а также проходят проверку отчетов у независимых аудиторов.
И в завершении – советы, как сделать отчет интересным и читаемым:
- Расскажите историю, а не готовьте скучный отчет о проделанной работе.
- Говорите простым и понятным языком. Не используйте технические термины.
- Четко, понятно формулируйте и выделяйте ключевые месседжи, если хотите, чтобы их прочитали и поняли ваши целевые аудитории.
- Представьте в отчете истории реальных людей. За цифрами, фактами должны быть люди: сотрудники, которые создают ценность компании, жители городов присутствия, которые вместе с компанией улучшают качество жизни в своих городах.
- Визуализируйте данные (инфографика в соцотчетах уже не тренд, а must have), давайте пояснения цифрам.
- Делите цифры на главные и второстепенные. Последние отправляйте в приложение.
- Дайте слово вашим заинтересованным сторонам (сотрудникам, местным жителям, инвесторам, общественным организациям). Их мнение важно для подтверждения ваших добрых дел.
- Уделяйте внимание дизайну. Красивый дизайн всегда радует глаз, а первое впечатление от отчета – важно.
- Используйте различные каналы коммуникаций для разных целевых аудиторий. Так ваш отчет будет больше востребован.