1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Выпуск газеты Сегодня №45 (1093) за 26.02.2002
Выпуск газеты Сегодня №45 (1093) за 26.02.2002
ПЛАНЕРИСТКА КЛЕПИКОВА МИРОВЫЕ РЕКОРДЫ "ЩЕЛКАЛА", КАК СЕМЕЧКИ
"Я уже и не помню, сколько у меня мировых рекордов. Последний был в 1940-м", -- сказала Ольга Клепикова, как о чем-то обыденном. Во всем мире 12 лет не находилось мужчины-пилота, который смог бы превзойти рекорд планеристки. В войну же Клепикова была единственной в стране летчицей-испытательницей боевых самолетов.
"ЛУЧШЕ БЫ ТЫ, ДЕВУШКА, НА ТАНЦЫ ПОШЛА"
В авиацию она пришла, когда еще не было знаменитого полета Чкалова, и самолеты вскружили головы тысячам советских юношей и девушек. Но сначала училась в ФЗУ, работала токарем на оружейном заводе, где получала по карточке самую высокую норму хлеба -- 400 граммов в день. В 14 лет девочка впервые увидела самолет (это был учебно-тренировочный У-2). Стирала на речке белье, когда услышала шум над головой. Оля удивилась, как эта штука держится в небе и не падает. С тех пор она решила: "Буду летать!"
Оле повезло -- в 1930 году на заводе объявили набор в аэроклуб. Клепикова отправилась туда, но ей отказали -- слишком худая. "Лучше бы ты, девушка, на танцы пошла", -- советовали ей летчики.
-- Еле упросила, -- рассказывает Ольга Васильевна. -- С тех пор каждый день по 8 км бегала к самолетам за город. Мне выдали военную форму, учили стрелять. Потом отчислили. Мол, отстала в учебе -- все занимались уже практически, я теорию догоняла.
Но Оля была настойчивая. В аэроклубе смирились: "Раз у нее такое сильное желание, пускай летает на планерах". В планерном кружке Клепикова была одна девушка среди 40 парней. Инструкторы никому поблажек не давали, но ребята оберегали Олю и при ней даже не "выражались". Свой первый полет Ольга Васильевна так и не запомнила. Ведь сначала делали пробежки с планерами, подлеты на метр, потом -- выше.
В 1933 году Клепикову послали в Москву в летную школу. Там ее назначили старшиной слета -- командовала планеристами Московской области (полусотней парней). Осваивали сложные полеты -- слетали с горы, разворачивались обратно на холм. Многие юноши не управлялись, разбивали планеры. Ольга тоже несколько раз "отличилась". Однажды приземлилась в огороде. Сбежались ребята и на глазах удивленной хозяйки на руках вынесли планер из картошки.
Потом был центральный аэроклуб в Тушино. Клепикову назначили инструктором, но Оле не нравилось учить юных планеристов. Из окна кабинета девушка смотрела на аэродром -- хотелось в небо.
СОВЕТСКАЯ ПЛАНЕРИСТКА ПЕРЕЩЕГОЛЯЛА ЛЮБИМИЦУ ГИТЛЕРА
-- Когда же мне разрешили летать, от мужиков я не отставала, -- рассказывает Ольга Васильевна. -- А рекорды "щелкала", как семечки. Первый мировой установила в 1934-м -- пролетела 52 км.
В 1938 году Клепикова, пролетев 380 км, побила мировой рекорд (349 км), из-за чего было много шума в прессе -- о девушке написали в отечественных и зарубежных газетах. Советская планеристка утерла нос немке Ханне Рейтч -- шеф-пилоту Гитлера. После полета у Оли поинтересовались о ее мечте. Она ответила: "Сравнять мужские и женские рекорды". Заявление было дерзким -- мужчины уступать не собирались.
-- Они тренировались на планерах РФ ("Рот-фронт") конструктора Антонова. А девушкам разрешали только на учебных, -- рассказывает Клепикова. -- О каких новых рекордах могла идти речь? Учебные же, как топоры, взлетев, сразу же норовили упасть. Я попросила нашего руководителя Расторгуева: "Пустите и нас на "Рот-фронт". А он мне: "Вот полетаешь, Клепикова, лет 20 на учебных, тогда разрешим".
![](/Segodnya.nsf/Lookup/lines/$file/line2.gif)
Справка "Сегодня" Весной 1937 года пилот Виктор Расторгуев на планере конструктора Г. Грошева совершил ряд полетов на дальность, которые официально зарегистрировали как мировые рекорды: 539 км, 602 км, 652 км.
![](/Segodnya.nsf/Lookup/lines/$file/line2.gif)
Вскоре на "Рот-фронт" пустили девушек. По словам Ольги Васильевны, планеры были такими легкими, что казалось, летишь сама. На новом аппарате Клепикова делала фигуры высшего пилотажа. Получались у нее и сложные -- перевернутый полет, два витка штопора.
В 1940-м Ольга выступала на празднике авиации на одноместном планере Яковлева УТ-1, на параде в Тушино выполнила сложный полет -- летела на длинном тросу за самолетом ТБ-1 посредине 12-и планеров.
ИЗ-ЗА ЛЮБОПЫТСТВА ЧУТЬ НЕ РАЗБИЛАСЬ
Перед абсолютным мировым рекордом девушка, вроде бы, и не настраивалась на победу. На вопрос журналиста "Куда бы вы хотели полететь?", она пошутила: "Сяду где-нибудь за Москва-рекой и до вечера не буду давать телеграмму. Пускай все думают, что я далеко-далеко". (Планеристы садились поближе к населенному пункту, чтобы сразу же сообщить на аэродром о местонахождении).
Клепикова улетела, и почти сутки от нее не было ни слуху ни духу. В аэроклубе начальство места себе не находило, больше всех волновался Антонов. "Не иначе как разбилась -- не сидит же она за Москва-рекой", -- нервничали в Тушино. Утром следующего дня пришла телеграмма. Посмотрели откуда -- из Сталинграда. Не поверили.
![](/Segodnya.nsf/Lookup/lines/$file/line2.gif)
Справка "Сегодня" 6 июня 1939 года на планере О. Антонова РФ-7 Ольгой Клепиковой был установлен абсолютный рекорд дальности полета. Стартовав в 10 утра в Москве, спортсменка приземлилась в 18 ч. 45 мин. в районе Сталинграда, покрыв расстояние 749,2 км. Только через 12 лет рекорд Клепиковой побил американец Джонсон, пролетевший 860 км.
![](/Segodnya.nsf/Lookup/lines/$file/line2.gif)
-- Сначала я думала сесть возле Рязани -- час на одном месте крутилась, пока восходящий поток не появился. Внизу была река с зарослями, земля долго не прогревалась, -- вспоминает планеристка. -- Потом оказалась ни к чему карта, она была рассчитана на 400 километров. А возле одного города мне так понравился аэродром, что захотела на него приземлиться. Передумала.
Рекорд Ольги Клепиковой был бы выше, но планеристка ошиблась. Подвели девушку любопытство и те же восходящие потоки, ослабившиеся к вечеру. Увлекшись красивой деревней, Оля спустилась ниже. Место оказалось "гиблым". Деревня была в обрыве. Планер потянуло вниз, а сесть некуда. Девушка попыталась взобраться обратно на гору (все равно погибать). Развернула планер на 180 градусов, разогналась и резко потянула на себя ручку. Выскочила наверх и... села на краешке обрыва.
Сбежались люди, оттащили планер. Оказалось, колхозники, увидев "небесную гостью", прервали партсобрание. А телеграмму из деревни отправили почему-то только в 11 вечера, да и то в Сталинград -- сначала связались с военными.
"УСТАНОВИТЬ РЕКОРД -- РАЗ ПЛЮНУТЬ!"
Утром о полете Клепиковой узнала вся страна. Когда об этом объявили по радио, уже не рекордсмен Расторгуев спал крепким сном. Жена его разбудила: "Вставай, твой рекорд побили". "Кто?" -- спросил планерист. "Угадай" -- съязвила супруга. Расторгуев назвал всех, кто, по его мнению, мог это сделать. Про Ольгу даже не вспомнил. Узнав, что его перещеголяла Клепикова, пилот выругался: "Ух, черт!.." и пораженный новостью, снова завалился на подушку.
Специально для Ольги на аэродроме в Тушино построили деревянную будку, установили аппаратуру. Девушку попросили рассказывать о полете. Летчики подкололи рекордсменку:
-- Ты зайди в будку и скажи: "Я -- Ольга Клепикова. Мне рекорд установить -- раз плюнуть!"
Все захохотали. Девушка обиделась и отказалась от выступления. Клепикову наградили медалью, хотя Расторгуеву (кстати, летчик погиб при испытании реактивного самолета в 1945 году) за рекорд дали орден "Знак почета". Планеристку завалили письмами из Франции, Бельгии, Германии (немцы, кстати, пишут до сих пор). Приносили ей послания в открытых конвертах, и только на русском языке. Отвечать не разрешали. Оле завидовали многие женщины-авиаторы. Но она не обращала на них внимания -- думала только о полетах.
Ольга била рекорды и на двухместном планере: 152,6 км -- в 1937 году и 443,7 км -- в 1940-м. Последний раз, взлетев в Туле, приземлись возле Конотопа. Сбежались мальчишки, которые пасли коров.
-- Я им разрешила сесть на крыло, -- рассказывает Клепикова. -- Один, указывая в небо пальцем, спросил: "Тітонько, а нагорі холодно?" Я удивилась: "Где ты видишь гору? Нет там никакой горы." Мальчик постарше разъяснил: "Он спросил, холодно ли вверху". Это был первый урок украинского, я тогда не знала, что судьба забросит меня в Киев.
ПОЛЕТЫ БЕЗ КОЛЕСА И С ГОРЯЩИМ МОТОРОМ
Перед войной Ольга заболела туберкулезом легких. Лечилась в Крыму, а когда вернулась в Москву, началась война. Медики и начальство настаивали: "Оля, оставайся в столице". Не уговорили.
Клепикова отправилась под Сталинград, где учила летать на боевых самолетах 15-17-летних мальчишек. Вскоре вышла замуж за летчика-испытателя Петра Угарова.
Однажды девушка едва не погибла вместе с курсантом. При снижении увидела, что на аэродроме запрещают посадку (машут красным флажком). Оля приказала ученику не прикасаться к управлению, пошла на новый круг. На аэродроме все самолеты зарулили в одну сторону. Пилот заметила, что мужчина внизу бил рукой по левой ноге.
-- Я поняла -- отвалилось колесо, -- рассказывает Ольга Васильевна. -- Но постоянно кружить не будешь -- пошла на посадку. Увеличила скорость, накренила самолет на правую сторону, где было колесо. Когда машина прикоснулась к земле, накренила ее еще больше. Мой муж побежал навстречу, хотел помочь. Но что он мог сделать? Самолет потерял скорость, и зарыл носом в землю. Сломался винт, хвост торчал вверх. Мне с курсантом повезло -- остались целыми. Правда, парень здорово испугался.
Вскоре Клепикова и Угаров уехали в Казань, там занимались испытаниями боевых машин. Потом перебрались в Ростов-на-Дону, где военный завод круглосуточно делал самолеты. Испытания проводились ежедневно.
-- Самые сложные полеты были ночью. Помню, погода была плохая -- туман, дождь, ветер, -- вспоминает испытатель. -- Аэродром не освещался, в центре ориентир -- маленький костер. Когда взлетела, загорелся мотор. Садиться нужно по прямой. Но впереди большой завод. Скорость маленькая, самолет летит очень низко -- чуть ли за землю не цепляет. А высоту набирала, горел еще больше. Развернулась, еле отыскала глазами костер. Когда села, механики потушили огонь. Оказалось, искра попадала в бензин. Мне везло не раз, ведь в войну погибла половина летчиков-испытателей. А налетала я более 500 часов.
ПОМОГИТЕ ПОБИТЬ ВАШ РЕКОРД
Испытывала самолеты Ольга Клепикова в Ростове-на-Дону, пока не ушла на пенсию -- до 1953 года. У прославленной планеристки 6 мировых рекордов! Больше она не летала.
-- Я родила двоих дочерей, -- говорит летчица. -- А муж продолжал испытания. Однажды на показательных выступлениях он сломал новый самолет. В Ростове-на-Дону на Угарова озлобились и решили нас отправить в Ташкент. Я сказала: "Не поеду. Что я там забыла?" Помог в Москве наш начальник Громов (знаменитый летчик-испытатель). Ташкентскую "ссылку" заменили на Киев.
В 1962 году муж Ольги Васильевны умер, и у летчицы не осталось времени даже думать о полетах -- занималась детьми. Но коллеги ее не забывали. Конструктор Антонов приглашал Клепикову к себе на завод. Вместе они ездили на слеты планеристов в Коктебель и Москву.
А в 70-х Ольге Васильевне пришло письмо от польской планеристки Маевской. Мол, хочу побить ваш рекорд, расскажите подробно о своем полете. Клепикова ответила. Потом полячка пожаловалась, что ей не разрешают перелететь советско-польскую границу (для рекорда в ее стране не хватало места). Когда перелет разрешили, женский рекорд был побит. Через 38 лет.
P.S: Уже много лет легендарная летчица живет одна. В прошлом году ее однокомнатную квартиру на Святошине ограбили. Подонки забрали все медали Ольги Васильевны. В поисках денег ободрали обои. Воров не нашли...
"ЛУЧШЕ БЫ ТЫ, ДЕВУШКА, НА ТАНЦЫ ПОШЛА"
В авиацию она пришла, когда еще не было знаменитого полета Чкалова, и самолеты вскружили головы тысячам советских юношей и девушек. Но сначала училась в ФЗУ, работала токарем на оружейном заводе, где получала по карточке самую высокую норму хлеба -- 400 граммов в день. В 14 лет девочка впервые увидела самолет (это был учебно-тренировочный У-2). Стирала на речке белье, когда услышала шум над головой. Оля удивилась, как эта штука держится в небе и не падает. С тех пор она решила: "Буду летать!"
Оле повезло -- в 1930 году на заводе объявили набор в аэроклуб. Клепикова отправилась туда, но ей отказали -- слишком худая. "Лучше бы ты, девушка, на танцы пошла", -- советовали ей летчики.
-- Еле упросила, -- рассказывает Ольга Васильевна. -- С тех пор каждый день по 8 км бегала к самолетам за город. Мне выдали военную форму, учили стрелять. Потом отчислили. Мол, отстала в учебе -- все занимались уже практически, я теорию догоняла.
Но Оля была настойчивая. В аэроклубе смирились: "Раз у нее такое сильное желание, пускай летает на планерах". В планерном кружке Клепикова была одна девушка среди 40 парней. Инструкторы никому поблажек не давали, но ребята оберегали Олю и при ней даже не "выражались". Свой первый полет Ольга Васильевна так и не запомнила. Ведь сначала делали пробежки с планерами, подлеты на метр, потом -- выше.
В 1933 году Клепикову послали в Москву в летную школу. Там ее назначили старшиной слета -- командовала планеристами Московской области (полусотней парней). Осваивали сложные полеты -- слетали с горы, разворачивались обратно на холм. Многие юноши не управлялись, разбивали планеры. Ольга тоже несколько раз "отличилась". Однажды приземлилась в огороде. Сбежались ребята и на глазах удивленной хозяйки на руках вынесли планер из картошки.
Потом был центральный аэроклуб в Тушино. Клепикову назначили инструктором, но Оле не нравилось учить юных планеристов. Из окна кабинета девушка смотрела на аэродром -- хотелось в небо.
СОВЕТСКАЯ ПЛАНЕРИСТКА ПЕРЕЩЕГОЛЯЛА ЛЮБИМИЦУ ГИТЛЕРА
-- Когда же мне разрешили летать, от мужиков я не отставала, -- рассказывает Ольга Васильевна. -- А рекорды "щелкала", как семечки. Первый мировой установила в 1934-м -- пролетела 52 км.
В 1938 году Клепикова, пролетев 380 км, побила мировой рекорд (349 км), из-за чего было много шума в прессе -- о девушке написали в отечественных и зарубежных газетах. Советская планеристка утерла нос немке Ханне Рейтч -- шеф-пилоту Гитлера. После полета у Оли поинтересовались о ее мечте. Она ответила: "Сравнять мужские и женские рекорды". Заявление было дерзким -- мужчины уступать не собирались.
-- Они тренировались на планерах РФ ("Рот-фронт") конструктора Антонова. А девушкам разрешали только на учебных, -- рассказывает Клепикова. -- О каких новых рекордах могла идти речь? Учебные же, как топоры, взлетев, сразу же норовили упасть. Я попросила нашего руководителя Расторгуева: "Пустите и нас на "Рот-фронт". А он мне: "Вот полетаешь, Клепикова, лет 20 на учебных, тогда разрешим".
![](/Segodnya.nsf/Lookup/lines/$file/line2.gif)
Справка "Сегодня" Весной 1937 года пилот Виктор Расторгуев на планере конструктора Г. Грошева совершил ряд полетов на дальность, которые официально зарегистрировали как мировые рекорды: 539 км, 602 км, 652 км.
![](/Segodnya.nsf/Lookup/lines/$file/line2.gif)
Вскоре на "Рот-фронт" пустили девушек. По словам Ольги Васильевны, планеры были такими легкими, что казалось, летишь сама. На новом аппарате Клепикова делала фигуры высшего пилотажа. Получались у нее и сложные -- перевернутый полет, два витка штопора.
В 1940-м Ольга выступала на празднике авиации на одноместном планере Яковлева УТ-1, на параде в Тушино выполнила сложный полет -- летела на длинном тросу за самолетом ТБ-1 посредине 12-и планеров.
ИЗ-ЗА ЛЮБОПЫТСТВА ЧУТЬ НЕ РАЗБИЛАСЬ
Перед абсолютным мировым рекордом девушка, вроде бы, и не настраивалась на победу. На вопрос журналиста "Куда бы вы хотели полететь?", она пошутила: "Сяду где-нибудь за Москва-рекой и до вечера не буду давать телеграмму. Пускай все думают, что я далеко-далеко". (Планеристы садились поближе к населенному пункту, чтобы сразу же сообщить на аэродром о местонахождении).
Клепикова улетела, и почти сутки от нее не было ни слуху ни духу. В аэроклубе начальство места себе не находило, больше всех волновался Антонов. "Не иначе как разбилась -- не сидит же она за Москва-рекой", -- нервничали в Тушино. Утром следующего дня пришла телеграмма. Посмотрели откуда -- из Сталинграда. Не поверили.
![](/Segodnya.nsf/Lookup/lines/$file/line2.gif)
Справка "Сегодня" 6 июня 1939 года на планере О. Антонова РФ-7 Ольгой Клепиковой был установлен абсолютный рекорд дальности полета. Стартовав в 10 утра в Москве, спортсменка приземлилась в 18 ч. 45 мин. в районе Сталинграда, покрыв расстояние 749,2 км. Только через 12 лет рекорд Клепиковой побил американец Джонсон, пролетевший 860 км.
![](/Segodnya.nsf/Lookup/lines/$file/line2.gif)
-- Сначала я думала сесть возле Рязани -- час на одном месте крутилась, пока восходящий поток не появился. Внизу была река с зарослями, земля долго не прогревалась, -- вспоминает планеристка. -- Потом оказалась ни к чему карта, она была рассчитана на 400 километров. А возле одного города мне так понравился аэродром, что захотела на него приземлиться. Передумала.
Рекорд Ольги Клепиковой был бы выше, но планеристка ошиблась. Подвели девушку любопытство и те же восходящие потоки, ослабившиеся к вечеру. Увлекшись красивой деревней, Оля спустилась ниже. Место оказалось "гиблым". Деревня была в обрыве. Планер потянуло вниз, а сесть некуда. Девушка попыталась взобраться обратно на гору (все равно погибать). Развернула планер на 180 градусов, разогналась и резко потянула на себя ручку. Выскочила наверх и... села на краешке обрыва.
Сбежались люди, оттащили планер. Оказалось, колхозники, увидев "небесную гостью", прервали партсобрание. А телеграмму из деревни отправили почему-то только в 11 вечера, да и то в Сталинград -- сначала связались с военными.
"УСТАНОВИТЬ РЕКОРД -- РАЗ ПЛЮНУТЬ!"
Утром о полете Клепиковой узнала вся страна. Когда об этом объявили по радио, уже не рекордсмен Расторгуев спал крепким сном. Жена его разбудила: "Вставай, твой рекорд побили". "Кто?" -- спросил планерист. "Угадай" -- съязвила супруга. Расторгуев назвал всех, кто, по его мнению, мог это сделать. Про Ольгу даже не вспомнил. Узнав, что его перещеголяла Клепикова, пилот выругался: "Ух, черт!.." и пораженный новостью, снова завалился на подушку.
Специально для Ольги на аэродроме в Тушино построили деревянную будку, установили аппаратуру. Девушку попросили рассказывать о полете. Летчики подкололи рекордсменку:
-- Ты зайди в будку и скажи: "Я -- Ольга Клепикова. Мне рекорд установить -- раз плюнуть!"
Все захохотали. Девушка обиделась и отказалась от выступления. Клепикову наградили медалью, хотя Расторгуеву (кстати, летчик погиб при испытании реактивного самолета в 1945 году) за рекорд дали орден "Знак почета". Планеристку завалили письмами из Франции, Бельгии, Германии (немцы, кстати, пишут до сих пор). Приносили ей послания в открытых конвертах, и только на русском языке. Отвечать не разрешали. Оле завидовали многие женщины-авиаторы. Но она не обращала на них внимания -- думала только о полетах.
Ольга била рекорды и на двухместном планере: 152,6 км -- в 1937 году и 443,7 км -- в 1940-м. Последний раз, взлетев в Туле, приземлись возле Конотопа. Сбежались мальчишки, которые пасли коров.
-- Я им разрешила сесть на крыло, -- рассказывает Клепикова. -- Один, указывая в небо пальцем, спросил: "Тітонько, а нагорі холодно?" Я удивилась: "Где ты видишь гору? Нет там никакой горы." Мальчик постарше разъяснил: "Он спросил, холодно ли вверху". Это был первый урок украинского, я тогда не знала, что судьба забросит меня в Киев.
ПОЛЕТЫ БЕЗ КОЛЕСА И С ГОРЯЩИМ МОТОРОМ
Перед войной Ольга заболела туберкулезом легких. Лечилась в Крыму, а когда вернулась в Москву, началась война. Медики и начальство настаивали: "Оля, оставайся в столице". Не уговорили.
Клепикова отправилась под Сталинград, где учила летать на боевых самолетах 15-17-летних мальчишек. Вскоре вышла замуж за летчика-испытателя Петра Угарова.
Однажды девушка едва не погибла вместе с курсантом. При снижении увидела, что на аэродроме запрещают посадку (машут красным флажком). Оля приказала ученику не прикасаться к управлению, пошла на новый круг. На аэродроме все самолеты зарулили в одну сторону. Пилот заметила, что мужчина внизу бил рукой по левой ноге.
-- Я поняла -- отвалилось колесо, -- рассказывает Ольга Васильевна. -- Но постоянно кружить не будешь -- пошла на посадку. Увеличила скорость, накренила самолет на правую сторону, где было колесо. Когда машина прикоснулась к земле, накренила ее еще больше. Мой муж побежал навстречу, хотел помочь. Но что он мог сделать? Самолет потерял скорость, и зарыл носом в землю. Сломался винт, хвост торчал вверх. Мне с курсантом повезло -- остались целыми. Правда, парень здорово испугался.
Вскоре Клепикова и Угаров уехали в Казань, там занимались испытаниями боевых машин. Потом перебрались в Ростов-на-Дону, где военный завод круглосуточно делал самолеты. Испытания проводились ежедневно.
-- Самые сложные полеты были ночью. Помню, погода была плохая -- туман, дождь, ветер, -- вспоминает испытатель. -- Аэродром не освещался, в центре ориентир -- маленький костер. Когда взлетела, загорелся мотор. Садиться нужно по прямой. Но впереди большой завод. Скорость маленькая, самолет летит очень низко -- чуть ли за землю не цепляет. А высоту набирала, горел еще больше. Развернулась, еле отыскала глазами костер. Когда села, механики потушили огонь. Оказалось, искра попадала в бензин. Мне везло не раз, ведь в войну погибла половина летчиков-испытателей. А налетала я более 500 часов.
ПОМОГИТЕ ПОБИТЬ ВАШ РЕКОРД
Испытывала самолеты Ольга Клепикова в Ростове-на-Дону, пока не ушла на пенсию -- до 1953 года. У прославленной планеристки 6 мировых рекордов! Больше она не летала.
-- Я родила двоих дочерей, -- говорит летчица. -- А муж продолжал испытания. Однажды на показательных выступлениях он сломал новый самолет. В Ростове-на-Дону на Угарова озлобились и решили нас отправить в Ташкент. Я сказала: "Не поеду. Что я там забыла?" Помог в Москве наш начальник Громов (знаменитый летчик-испытатель). Ташкентскую "ссылку" заменили на Киев.
В 1962 году муж Ольги Васильевны умер, и у летчицы не осталось времени даже думать о полетах -- занималась детьми. Но коллеги ее не забывали. Конструктор Антонов приглашал Клепикову к себе на завод. Вместе они ездили на слеты планеристов в Коктебель и Москву.
А в 70-х Ольге Васильевне пришло письмо от польской планеристки Маевской. Мол, хочу побить ваш рекорд, расскажите подробно о своем полете. Клепикова ответила. Потом полячка пожаловалась, что ей не разрешают перелететь советско-польскую границу (для рекорда в ее стране не хватало места). Когда перелет разрешили, женский рекорд был побит. Через 38 лет.
P.S: Уже много лет легендарная летчица живет одна. В прошлом году ее однокомнатную квартиру на Святошине ограбили. Подонки забрали все медали Ольги Васильевны. В поисках денег ободрали обои. Воров не нашли...