— Я хожу в церковь, прикладываюсь к святыням, прошу у Бога исцеления сына, но пока безрезультатно. Может, я что-то не то делаю? Почему святые не помогают? Извините, может, неверно сформулировала. Но не знаю, что делать, подскажите, батюшка, как правильно относиться к святыням? — Мария Федоровна, Житомир
Отвечает Иеромонах Игнатий, Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь:
— Очень правильный вопрос и своевременный, ведь нынче отношение к святыням у многих людей чисто потребительское. Смотрите, в чем вопрос. Есть две глобальные формы религиозного мышления: магическое и церковное. Разница в ценностях мироздания. Магическое мышление очень хорошо показано в сказке о рыбаке и рыбке. Когда старуха, которая 33 года жила у разбитого корыта, вдруг узнала, что есть такая золотая рыбка, то сразу решила — пусть она мне и служит, будет у меня на посылках. Вот оно — магическое мышление, где ценность — "я". А в церковном мышлении ценность — Христос. Суть такого мышления: я уже служу Ему, и как Он решит, так и будет. Я недостаточен, несовершенен, ничто не имеет силы без Его совершенства, с которым мы соприкасаемся во время причастия. Причастившись, мы приобретаем нечто необычное. Нас долго учили, что церковная традиция и следование ей — ограничение свободы. Но это обман. Церковная традиция дает человеку массу степеней свободы. В соединении с Христом мы становимся действительно подобными Богу по благодати Его. Многие люди в миру думают, что христианство — скучное занятие, ведь пить нельзя, гулять нельзя, ругаться нельзя. Какая же это свобода — спросят многие… Только ведь страсти — пьянство, наркомания — на самом деле ограничивают человека, лишают его настоящей свободы, задуманной для него Богом. Мало того — страсти нас убивают! Блуд лишает человека духовного восприятия красоты отношений между мужчиной и женщиной. Вся эта красота уходит от нас из-за подчинения страсти. Когда мы перебарываем страсть, то обретаем свободу и радость. Многие думают, что свобода — это выбор между одной пачкой сигарет и другой, водку пить или коньяк. Только какая же это свобода? Это самая что ни есть зависимость. Христианская свобода — это выбор последних решений.
По-настоящему свободный человек всегда ответственен. Он отвечает за каждое свое слово, за каждое свое действие — вот первый признак того, что перед вами по-настоящему свободный человек. Когда он принимает решение, то понимает, что у него всего две дороги: либо вечная жизнь с Богом, либо вечные мучения в аду. Разница между этими дорогами огромная. Вспомните чудесный фильм "Эзоп" с Калягиным. Когда попытались Эзопа оставить в рабстве и предлагали совершить преступление, он отвечал: "Нет, покажите, где здесь пропасть для свободных людей?!". Какие потрясающие слова! СМИ, интернет и другие информационные носители внушают нам, как мы должны жить, как должны думать, одеваться, что читать, что смотреть, какие должны быть ценности. Если мы им безапелляционно верим, как Богу, значит, поддались чужим страстям. И нет в нашей вере фундамента и основы. Именно с этого я бы советовал начинать трансформацию восприятия святых мест и святынь. Не икона лечит, не рака с мощами, а вера наша в Бога и смиренная сокрушенная наша гордыня перед Ним и Его милостью.
Читайте также:
- Как без скорби покидать места, в которых душе хорошо
- Интервью с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием: "Нас помирит только вера"
- К празднику Воздвижения: в чем главная тайна Креста Христова
- Что такое двунадесятые праздники и почему Рождение Богородицы нельзя называть "первой Пречистой"
- Митрополит Онуфрий помолился обо всех погибших и пострадавших из-за взрывов возле Рады
- Папа Римский разрешил священникам отпускать грех аборта
- Митрополит Онуфрий: Обязательно найдите ежедневно хотя бы 15 минут для молитвы