Блоги
Сергей Магера

Портовые сборы: кто и зачем сдерживает развитие экспорта

Сергей Магера

народный депутат Украины, внефракционный

Вопросы, связанные с украинскими портами и портовыми сборами – частые гости в новостных лентах. Почему, спросите вы, СМИ уделяют такое внимание этой отрасли? Ответ прост – все дело в деньгах, причем, в очень больших деньгах, которые монопольно зарабатывает государство в ущерб развитию экспортных отраслей.

Чтобы зайти в любой грузовой порт, судно должно заплатить множество различных сборов и платежей. Все вместе они составляют так называемую стоимость судозахода судна. Она отличается в различных странах, но в целом находится в пределах некого конкурентного поля. Так как все порты и все морские державы конкурируют за потоки грузов.

Реклама

Все, кроме Украины. Сегодня стоимость судозахода грузового судна в украинские порты в 2-4,5 раз выше, чем в портах Черного моря (Турция, Румыния, Россия) и в 2-3 раза выше, чем в портах стран-конкурентов Украины на рынках зерна, металла и руды (Китай, Бразилия, Турция, РФ, Австралия). Очевидно, что у наших портов полностью отсутствует ценовая привлекательность. В мире они неконкурентоспособны.

К сожалению, государство и Администрацию морских портов Украины волнует только получение прибыли. По итогам 2019 года АМПУ получила 6,7 млрд грн портовых сборов, из которых чистая прибыль составила 1,6 млрд грн. Почти 90% прибыли было перечислено в госбюджет. Это говорит о том, что в модернизацию и реконструкцию портов ничего не вкладывается. От этого наши порты и становятся еще больше технически отсталыми.

Сверхприбыли АМПУ достигаются за счет убытков экспортеров. Компании ГМК и АПК (основа украинского экспорта) платят космические портовые сборы. Их продукция становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Реклама

По оценкам экспертов по World Bank Group, потенциал снижения портовых сборов в Украине составляет 40% (!). Если снизить уровень портовых сборов на 20% и одновременно снизить норму отчислений дивидендов АМПУ в бюджет до 30%, порты получат инвестиционный ресурс в 1,5 млрд грн в год. Эксперты уверены, что снижение портовых сборов и модернизация портов приведут к увеличению объемов перевалки грузов в 2021-2025 гг. на 18-20% до уровня 190 млн тонн. В конечном итоге это приведет к росту доходов бюджета от дивидендов АМПУ.

Однозначно, портовые сборы следует снизить. От этого выиграют все: порты, экспортеры и госбюджет.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Реклама на segodnya.ua Реклама
Love is...💙💛
Путешествуй по Украине
В поиске трудоустройства
Найти работу!
🚘 Актуалка для владельцев авто
Что еще нового?
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⚽ Фан-сектор
Болей за футбол!
Герої не вмирають!

Позывной "Депутат". Сергей Компаниец - старшина роты 93-й отдельной механизированной бригады "Холодный Яр". Воевал на передовой с 2014 года. Ребята называли 47-летнего старшину "батей", потому что он помогал и учил каждого. Погиб в бою под Изюмом, прикрывая побратимов. Его 16-летний сын пошел учиться в военный колледж…

История героя
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
57,29
56,34
52,76
27,55
57,49
54,99
52,74
27,11
59,00
57,00
51,90
27,23
59,29
58,09
55,09
28,98
61,99
59,99
55,99
29,47
61,99
59,99
55,99
29,48
62,49
59,34
55,41
28,52
62,99
60,99
56,99
29,48
-
56,07
50,83
28,94
-
53,69
49,83
27,08
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

58784.57

Binance Coin (BNB)

523.89

Dogecoin (DOGE)

0.1

Litecoin (LTC)

64.06

Theta (THETA)

1.17

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять