Блоги
Сергей Петрик

О платном въезде в центр Киева

Сергей Петрик

публицист

В колонке В Киеве запрещают машинам проезжать на центральные улицы от 13 июня я писал, что в Институте Генерального плана города Киева разрабатывают Комплексную схему транспорта и Схему размещения гаражей и автостоянок. А на днях с моей подачи достоянием гласности стала информация о том, что при этом рассматривается возможность постепенного введения платного въезда в центральное ядро города. СМИ ее подхватили: прокатилась волна публикаций, радио- и телесюжетов. Причем в большинстве из них введение платного въезда преподносится уже как факт, который будет иметь место в скором времени. Представляю, каким неожиданным сюрпризом это стало для городских властей, которые, понятное дело, ни сном ни духом ни о какой плате не ведают. 

Платный въезд на самом деле – одна из гипотез, которые моделируются проектантами. Что будет, если сделать въезд платным. Что – если оставить бесплатным. Что – если полностью закрыть въезд на определенные улицы. Есть масса вариантов. Надо точно знать, в каких местах и на какое количество машино-мест планировать гаражи и парковки. Такие вещи не рисуются фломастером на бумаге, они требуют серьезнейшей проработки: транспортная модель Киева и его пригородной зоны выполняется на программной платформе PTV VISUM и в сотрудничестве со специализированными по вопросам транспортной инфраструктуры и улично-дорожной сети проектными, инженерными и общественными организациями.

Реклама

Но в целом реакция простых киевлян, пешеходов и водителей, на новость о платном въезде в центр меня порадовала: подавляющее большинство комментаторов в интернете и Фейсбуке, а также героев телесюжетов приветствуют такое решение!

Не так было в Лондоне, который первым из европейских столиц еще 2003 году установил плату за въезд по будням с 7 до 18 часов в центр города (кольцо, которое пройти пешком по диаметру можно часа за полтора). Там эта идея была крайне непопулярна. Ее поддерживали разве что живущие в центре "безлошадники" и водители автобусов. Всех остальных раздражало, что за въезд в центр своего же города надо платить деньги. Говорили, что пробки в таком старом  городе, как Лондон, где многие улицы в свое время предназначались в лучшем случае для проезда одной кобылы, все равно не рассосутся. Предрекали, что установленные для считки номеров машин камеры наверняка дадут сбой. А главное,  для того, чтобы люди встали из-за руля, надо предоставить им взамен надежный и не очень дорогой городской транспорт, с которым в то время в Лондоне было проблематично.

Уже через год мэрия подвела итоги: камеры работали без поломок, неплательщиков наказывали большими штрафами, поток движения в центре снизился на 18 процентов, а пробки уменьшились на 30 процентов. С тех пор плата росла неоднократно, и сейчас составляет, в зависимости от способа оплаты, от 10,5 до 14 фунтов (жителям платной зоны предоставляется скидка в размере 90 процентов). Штраф за неуплату, в зависимости от срока его оплаты, – от 65 до 195 фунтов.

Реклама

Власти Лондона львиную долю вырученных от сбора средств пустили на развитие автобусных маршрутов и улучшение муниципального  автобусного парка. Сейчас в центре свободно, добраться туда без личного авто не только  не составляет труда, а даже наоборот, быстрее и дешевле. Сами лондонцы привыкли ездить на работу в центр на общественном транспорте, хотя предпочитают все же не автобусы, а поезда и метро. От дома до станции метро или поезда обычно подъезжают на машинах и бросают их на перехватывающих стоянках.

В Стокгольме, наоборот, сначала получили поддержку идеи брать плату за въезд в центр на референдуме в 2007 году, и только потом ввели плату (от 1,62 до 3,24 евро) по будням с полседьмого утра до полседьмого вечера. Есть льготы для отдельных групп граждан, но не для государственных служащих.  

Есть еще десятки мегаполисов, которые решили проблему перегруженности центральных улиц автомобилями с помощью платы за въезд. В ближайшем будущем к ним присоединится Нью-Йорк, который решил перенять этот опыт: въезд на самые загруженные улицы Манхэттена может стоить автовладельцам 11,52 доллара. Нью-Йорк стал первым городом в США, выступившим с подобной инициативой, хотя первые предложения сделать въезд на Манхэттен платным поступали еще в 1970-х годах.

Реклама

Почему в Киеве введение платы за въезд на центральные улицы в ближайшую, скажем так, пятилетку невозможно? У нас нет хордовых магистралей, которые позволят объехать центральную часть города, недостает мостовых переходов через Днепр. Надо построить перехватывающие паркинги как возле станций метро на въезде в город, так и на границе центрального ядра. И одновременно – ограничить строительство паркингов и установить повышенные тарифы на парковку в центре. После всего этого, плюс повышения качества работы общественного транспорта, введение платы пройдет безболезненно. Люди начнут пересаживаться на общественный транспорт, у которого будет приоритет над частным автотранспортом. И надо приучить всех к обычной европейской практике: в центре приоритет должен быть у пешехода над водителем.

Способов регулирования перегруженности центра не так много. Все они давно опробованы, и не нами.

Были и провальные меры, как, например, в Афинах: в разные дни в центр разрешали въезжать машинам либо с четными, либо с нечетными номерными знаками. Греки стали покупать по две машины или даже меняться машинами. В Лос-Анджелесе до сих пор существуют выделенные полосы, по которым могут ехать только автомобили с более чем двумя пассажирами. Изначально, когда ввели полосу, она предназначалась только для автомобилей с четырьмя и более людьми в салоне. Протесты горожан заставили снизить эту цифру до трех, а затем и до двух человек, тем самым сделав эту меру неэффективной.

Существует ограничение по экологическому классу: в некоторых городах запрещают въезжать в центр автомобилям класса ниже Евро-5 и Евро-6. Но это тоже не дает результатов, потому что в европейских городах на таких старых машинах уже не ездят, да и у нас автопарк регулярно обновляется. Поэтому эффект от такой меры может быть исключительно временным.

Запрет на въезд в определенные городские зоны (например, пешеходные улицы, которые начнут появляться в Киеве) иногда может привести к ущербу городской жизни, но остается одним из двух самых действенных способов сократить количество машин в центре.

Платная парковка, кстати, к ним не относится. Хотя, как показал европейский опыт, если ее стоимость в центре будет существенно, в разы, выше, чем на периферии, она способна его разгрузить – однако никак не спасет от проезжающих транзитом машин.

Cамый эффективный способ, как ни крути, – платный въезд.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости
Последние новости
Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Говорит президент Украины
Больше заявлений Зеленского
ВСУ: главное
Подробнее
Помощь во время войны
Больше новостей
🏠 Квартирный вопрос
Новости недвижимости
"Разом нас багато"
Нас не подолати
Кулинарный мастер-класс
Что приготовить?
⭐ Срачи прилетели
Больше скандалов
🔮 Предсказания & Гороскопы
Что еще говорят звезды?
ЗАПРАВКИ
Топливо сегодня
95+
95
ДТ
ГАЗ
57,29
56,34
52,76
27,55
57,49
54,99
52,74
27,11
59,00
57,00
51,90
27,23
59,29
58,09
55,09
28,98
61,99
59,99
55,99
29,47
61,99
59,99
55,99
29,48
62,49
59,34
55,41
28,52
62,99
60,99
56,99
29,48
-
56,07
50,83
28,94
-
53,69
49,83
27,08
статистика
Курс криптовалюты сегодня

Валюта

Цена, usd

Bitcoin (BTC)

58983.06

Binance Coin (BNB)

524.58

Dogecoin (DOGE)

0.1

Litecoin (LTC)

64.33

Theta (THETA)

1.17

Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять