1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №101 (356) за 04.06.99

НАШИ "ЗА БУГРОМ": НЕВИННЫЕ ЖЕРТВЫ ИЛИ ЗЛОСТНЫЕ НАРУШИТЕЛИ?

Как уже сообщала наша газета, 18 мая в израильский порт Хайфу прибыло из Одессы круизное судно "Ольвия". На борту находились 422 человека из Украины, России и Белоруссии, собиравшиеся (во всяком случае, заявлявшие об этом) совершить паломничество по святым местам Земли обетованной. Но... израильские власти не дали возможности 143 паломникам сойти на берег. Почему? О проблеме "наших за бугром" мы беседуем с начальником Консульского управления МИД Украины Виктором Кириком.

-- Виктор Андреевич, что же все-таки произошло в Хайфе с пассажирами "Ольвии"?


-- Это был не первый и, видимо, не последний подобный рейс круизного судна в Израиль. И каждый раз -- это большая головная боль для дипломатов Украины, России, Белоруссии ( именно граждане названных стран и составляют пассажирский контингент в таких рейсах). Причина проста -- увы, немало наших соотечественников стараются правдами и неправдами остаться в Израиле, пусть даже нелегально. Дело в том, что там на таких "нелегалов" есть большой спрос. В Израиле сейчас идет бурное строительство, в частности, автомобильных дорог. Естественно, фирмы, занимающиеся строительством, ищут дешевую рабочую силу. А "нелегал", приехавший из бывшего СССР, соглашается на плату, порой в 10 (!) раз меньшую, чем надо платить местным жителям. Выгода очевидна... По некоторым подсчетам, таких "нелегалов" сейчас работает в Израиле около 10 тысяч человек. Вместе с тем в Израиле высок уровень собственной безработицы. Ясное дело, местные власти обеспокоены таким положением дел и стремятся не допустить в страну новых конкурентов для своих сограждан.

-- А кто определил, что среди пассажиров-паломников на "Ольвии" были претенденты в "нелегалы"?

-- Израильские власти и определили (а могли бы и наши, еще раньше, в Одессе, о чем скажу позже). Дело в том, что как только судно вышло в рейс, мы получили предупреждение: могут быть проблемы! И в Хайфу, к прибытию "Ольвии", приехали не только представители иммиграционных властей Израиля, но и представители Консульств Украины, России и Белоруссии. Наши сотрудники в Посольстве уже знали, что круиз организовало общество "Православный паломник", а это, с учетом сложившейся практики, давало, увы, повод действительно ожидать проблем с пассажирами. Так и оказалось: у 223 человек (больше половины всех паломников!) не была надлежащим образом оформлена въездная виза в государство Израиль. Надо отдать должное местным властям и усилиям наших дипломатов: они обстоятельно беседовали с каждым туристом. И если была хоть малейшая возможность поверить, что человек не собирается нелегально оставаться в Израиле, а прибыл лишь поклониться Святым Местам, ему такое разрешение давалось. Таким образом еще 80 человек, несмотря на отсутствие у них въездных виз, получили возможность сойти на берег. Ну, а для 143 человек, вызвавших откровенные подозрения, в этом было отказано...

-- Но ведь существует обычная практика, когда в круизах по зарубежью у туристов нет въездных виз в паспортах. В каждом порту им выдают лишь полицейский пропуск и этого достаточно, чтобы сойти на берег...

-- Я уже говорил, что в Израиле сложилась особая ситуация относительно граждан из бывшего СССР, желающих буквально в массовом порядке нелегально остаться в этой стране. Кроме того, круиз круизу -- рознь. В обычном туристическом рейсе судно заходит в несколько стран, пассажиры сходят на берег в каждой из них на несколько часов. Здесь же ситуация иная: судно пришло, скажем, в Хайфу и стоит там несколько дней, после чего возвращается в Одессу. При таких обстоятельствах израильские власти настаивают на том, чтобы у каждого туриста была въездная виза, которую выдают не в порту назначения, а там, откуда человек направляется в рейс. И возникает резонный вопрос: почему наши пограничники еще в Одессе не предотвратили массовый выезд туристов в Израиль без виз? Ведь, скажем, в аэропорту или на железнодорожном пограничном переходе без такого документа тебя в чужую страну не только не впустят, но и из собственной не выпустят. А тут -- сразу 223 человека без виз пересекли нашу границу... И, заметьте, все оставшиеся на борту 143 пассажира были в возрасте до 45 лет, что, по понятным соображениям, только усиливало подозрительность израильтян -- ведь 70-80-летние туристы вряд ли "переквалифицируются" в дорожных строителей.

-- Тем не менее, несмотря на все строгости, говорят, несколько человек из числа пассажиров "Ольвии" все же нелегально остались в Израиле...

-- Да, две женщины и трое мужчин остались...

-- Это были наши сограждане-украинцы либо россияне, белоруссы?

-- Я не хотел бы конкретизировать -- это были пассажиры "Ольвии" (по сведениям, полученным редакцией "Сегодня" из других источников, упомянутые пять человек были все же гражданами Украины. Возможно, россияне и белоруссы тоже остались, но мы сведениями об этом не располагаем. -- Авт.)...

-- Чем же закончилась вся эта история, сделаны ли из нее какие-либо выводы?

-- Судно в Израиле никто не задерживал, оно вновь приняло на борт своих пассажиров (конечно, за исключением оставшихся) и отбыло на родину. Но это не все. Наши дипломатические представители поговорили с каждым из побывавших в этом рейсе граждан Украины и предложили написать заявление со своим видением ситуации (как попали на "Ольвию", что им обещали и как случилось, что никто не предупредил о возможных проблемах, какова была действительная цель поездки, что хотят заявить по этому поводу и т. д.). 71 человек такие заявления написали. Сейчас наши специалисты работают над этими документами, анализируют их и обобщают выводы, которые позже лягут в основу конкретных предложений на тему: как избежать в будущем подобных конфликтных ситуаций. Впрочем, должен подчеркнуть: наше посольство в Израиле считает, что упомянутый инцидент не носит характер чрезвычайного происшествия и формальные права украинских граждан не нарушались. Действия израильской стороны надо признать весьма корректными. А вот в работе "Православного паломника" выявлены серьезные просчеты, которые и привели к развитию ситуации по упомянутому сценарию. Учитывая нанесенный все же нашим согражданам моральный ущерб, можно констатировать, что такие инциденты не способствуют нормальному развитию гуманитарных связей между Украиной и Израилем. Подобных ситуаций следует избегать.

-- Виктор Андреевич, сейчас вновь на слуху и другая история -- с экипажем и судном "Дубай Валор", много месяцев удерживаемыми нигерийским вождем Идисси. Где сейчас четверо моряков, последними, вместе с судном, покинувшие Нигерию?

-- Несколько дней назад они (как уже писала ваша газета) прибыли на Канарские острова, где прошли полное медицинское обследование. Слава Богу, со здоровьем у них оказалось нормально. Экипаж на "Дубай Валор" заменили, часть его -- британцы, есть, кстати, и немного наших. Жить-то надо... А упомянутая четверка пересела на самолет и рейсом из Испании через Лондон прилетела в Борисполь. Здесь их встретили жены. Моряки разъехались по домам, в разные города Украины.

Кстати, о женах. Год назад они буквально осаждали МИД и наше Консульское управление. У меня была с ними беседа. Я убедительно попросил женщин не создавать нервную обстановку, не накалять страсти. Шла большая, очень кропотливая дипломатическая и иная работа по освобождению наших моряков, были задействованы сотни людей по всему миру, три солиднейшие международные организации...

Нервотрепка в этой ситуации могла только помешать. Мы боролись за права наших сограждан, по сути, захваченных, как заложники. Акцент сделали на том, что в Нигерии нарушаются права человека, когда в ходе решения исключительно финансовых проблем страдают живые люди. И этот "прессинг по всему полю", как видите, дал результат. Но, хочу подчеркнуть, не оттого, что кто-то на кого-то сильно "надавил". Освобождение людей стало возможным после определенного урегулирования проблем между участниками финансового спора...

Ведь вопрос, собственно, упирался в сумму, которую следовало выплатить вследствие утери в штормовых условиях нефтедобывающего оборудования, перевозимого "Дубай Валор". Страховая компания предлагала одну сумму компенсации, вождь Идисси, которому предназначалось оборудование, требовал другую, совершенно астрономическую. Сейчас этот вопрос, в основном, урегулирован.

-- Мы, конечно, рады возвращению "Дубай Валор", но, говорят, еще несколько наших моряков с другого судна по-прежнему коротают дни в "нигерийской неволе". Делается что-то для их освобождения?

-- Конечно, мы занимаемся этим вопросом. Но... Давайте посмотрим на дело шире. Судно (иностранное) задержано в Лагосе 30 октября прошлого года. Наших моряков в составе экипажа 22 человека. Ситуация, в общем-то, стандартная для мореплавателей всего мира, когда из-за каких-то финансовых проблем суда задерживаются в портах. И находятся там столько, сколько нужно для решения вопроса о долгах, неустойках, компенсациях и т. д. Причем разбираются между собой компании, а не главы держав и дипломатические ведомства. А у наших так принято: чуть что -- сразу заявление на имя Президента страны, министра иностранных дел с настойчивыми просьбами о репатриации. Так случилось и на сей раз. Хотя должен сказать, что, по нашим данным, условия содержания моряков на судне вполне пристойные...

Словом, повторюсь: этой историей мы занимаемся. И думаю, что в ближайшее время вопрос будет решен и наши моряки вернутся домой.

-- Виктор Андреевич, еще один инцидент в последнее время на слуху (наша газета вкратце о нем сообщала). Имею в виду депортацию сотни с лишним наших сограждан из Польши. Причем людям, якобы, даже не дали за своими вещами заехать: похватали граждан Украины на польских улицах и тут же отвезли на границу... Так ли это?

-- Если в двух словах: нет, не так. Действительно, польские власти уже несколько раз наводили порядок на своих улицах, задерживая тех, у кого отсутствуют или неверно оформлены документы. Польша ведь интегрируется в Европу и применяет в различных сферах жизни европейские стандарты (да и не только Польша). А эти стандарты предполагают четкие рамки дозволенного в отношении иностранцев. Поэтому никаких ужасов при депортации наших сограждан не было. Их задержали, доставили сначала в польскую комендатуру. Там с каждым побеседовали, позволили связаться с юристами и сделать, если считали нужным, свои заявления. Приглашался на эту процедуру и наш Генконсул в Кракове. Затем каждому дали возможность забрать свои вещи и только после этого депортировали. Таких случаев несколько, один из них -- 26 апреля сего года. Тогда были проверены документы у полутысячи иностранцев (358 из них -- граждане Украины). 154 наших соотечественника тут же освободили, так как у них все оказалось в порядке. А 204 человека задержали... Так вот, только двое из них обратились с жалобами в польский суд, который признал действия властей законными. А ваша газета, видимо, имела в виду инцидент 18 мая, когда более ста наших соотечественников были депортированы из Польши за нарушение правил пребывания в стране и торговли.

Хотелось бы подчеркнуть, что украинская сторона в данной ситуации не сидит сложа руки. При всем уважении к польским законам мы не можем допустить даже единичного нарушения прав граждан Украины. С упомянутыми историями мы разбираемся и поныне, изучаем каждый случай депортации. И должен заявить: там, где будут выявлены какие-либо нарушения в отношении сограждан, наша реакция будет четкой и однозначной. Соответствующие поручения даны нашему Посольству в Республике Польша.