1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Выпуск газеты Сегодня №162 (417) за 02.09.99
Выпуск газеты Сегодня №162 (417) за 02.09.99
КАК ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ПЕЩЕРЫ МАРКЕТИНГА?
Вы когда-нибудь слышали о ботинках с компьютером, который определяет характер почвы и корректирует шаг (например, делает его более пружинистым), или же дает команду шнуркам и они завязываются сами? Именно такую обувку придумали шестиклассники на уроке экономики, когда по заданию проектировали новый необычный товар для своих венчурных компаний. (Из школьной тетрадки: "Венчурные компании -- это фирмы, которые пытаются добиться успеха техническими нововведениями".)
Идея обучать детей экономическим знаниям, помочь им адаптироваться к современной жизни возникла у преподавателей 209-й киевской школы несколько лет назад. Скооперировавшись с Академией детского предпринимательства "Деловые дети Украины", поначалу взялись за старшеклассников. Им предложили дополнительно изучать основы внешнеэкономической деятельности, бухгалтерии и аудита. Чуть позже добавились маркетинг, менеджмент и основы права.
-- Сегодня, -- рассказывает директор школы Людмила Сандалова, -- мы предлагаем старшеклассникам на выбор две программы. Довузовской подготовки -- с углубленным изучением математики, иностранного языка, основ рекламы, дизайна и маркетинга. И"ученик -- студент", по которой в 10--11 классах дети проходят программу 1 курса Института предпринимательства, права и рекламы и по окончании школы зачисляются сразу на второй курс. Таким образом экономится целый год. При этом, если ребенок решает поступить в другой вуз и "проваливается" на экзаменах, то с таким багажом знаний и умений без работы он, наверняка, не останется.
-- А когда начинают изучать экономику малыши?
-- С 5-го класса. В этом году мы даже хотим попробовать поработать с совсем маленькими -- третьеклашками. К слову, за границей, в той же Японии, экономику начинают учить еще в детском садике. Я убеждена: чем раньше дети начнут понимать основы экономики, тем лучше будет для всего общества.
-- И не сложно им?
-- По нашему опыту, ребята в пятом-шестом классе усваивают больше, чем студенты 1--2 курсов. Конечно, уроки больше похожи на игру, во время которой дети то рассказывают сказки, то отправляются в увлекательное путешествие -- например, в "Пещеру маркетинга", из которой можно выбраться, лишь придумав удачную рекламу своему товару, и даже открывают собственное дело. Шестиклассники уже хорошо знают, что прежде, чем заняться каким-то производством, нужно (цитата из школьной тетради -- Ред.) "продумать, что будет выпускать фирма, для кого и в каком объеме; рассчитать возможную прибыль; нанять рабочую силу (директор, экономист, маркетолог, бухгалтер, рабочий); продумать технологию производства, механизм сбыта продукции и рекламу товара".
На таких занятиях ребята не только становятся экономически грамотными, но и развивают творческие способности. Ведь сколько всего нужно уметь, чтобы сделать качественную рекламу: рисовать, писать стихи, уметь подбирать музыку, но главное -- нестандартно мыслить.
-- А дети уже понимают, что в жизни не так просто быть предпринимателем?
-- Если постоянно говорить, что сегодня многие вещи невозможны, то тогда и вовсе незачем вводить такой предмет. Понятно, что школьные уроки далеки от суровой реальности, тем не менее очень важно научить ребят мыслить рыночными категориями. Чтобы они знали -- деньги с неба не падают, их нужно заработать, причем по определенным правилам. К примеру, они уже понимают, что побеждать конкурентов нужно качеством, ценой и удачной рекламой, что из "Залива бедняков" вывезти может буксир "Потребительского кредита" и что без залога ни один банк кредита не даст. Об этом, кстати, забывают сегодня многие взрослые предприниматели, обивающие пороги банков в поисках филантропа.
Помимо изучения серьезных экономических понятий -- лизинг, инфляция, безработица, спрос или предложение -- дети решают и практические задачи. Например, какие продукты и по какой цене лучше выбрать, чтобы сварить суп, во сколько они обходятся своим родителям, или как правильно рассчитать семейный бюджет. С малышами работает психолог, который учит, как справляться со стрессом (например, с двойкой по контрольной), как строить взаимоотношения с коллективом, чем заниматься в свободное время.
-- Не тяжело ли детям нести такую нагрузку?
-- Все уроки вне школьной программы проводятся в свободный день -- субботу.
-- Занятия, естественно, платные?
-- Да, родители платят по 12--15 грн. в месяц в зависимости от класса и количества занятий.
Идея обучать детей экономическим знаниям, помочь им адаптироваться к современной жизни возникла у преподавателей 209-й киевской школы несколько лет назад. Скооперировавшись с Академией детского предпринимательства "Деловые дети Украины", поначалу взялись за старшеклассников. Им предложили дополнительно изучать основы внешнеэкономической деятельности, бухгалтерии и аудита. Чуть позже добавились маркетинг, менеджмент и основы права.
-- Сегодня, -- рассказывает директор школы Людмила Сандалова, -- мы предлагаем старшеклассникам на выбор две программы. Довузовской подготовки -- с углубленным изучением математики, иностранного языка, основ рекламы, дизайна и маркетинга. И"ученик -- студент", по которой в 10--11 классах дети проходят программу 1 курса Института предпринимательства, права и рекламы и по окончании школы зачисляются сразу на второй курс. Таким образом экономится целый год. При этом, если ребенок решает поступить в другой вуз и "проваливается" на экзаменах, то с таким багажом знаний и умений без работы он, наверняка, не останется.
-- А когда начинают изучать экономику малыши?
-- С 5-го класса. В этом году мы даже хотим попробовать поработать с совсем маленькими -- третьеклашками. К слову, за границей, в той же Японии, экономику начинают учить еще в детском садике. Я убеждена: чем раньше дети начнут понимать основы экономики, тем лучше будет для всего общества.
-- И не сложно им?
-- По нашему опыту, ребята в пятом-шестом классе усваивают больше, чем студенты 1--2 курсов. Конечно, уроки больше похожи на игру, во время которой дети то рассказывают сказки, то отправляются в увлекательное путешествие -- например, в "Пещеру маркетинга", из которой можно выбраться, лишь придумав удачную рекламу своему товару, и даже открывают собственное дело. Шестиклассники уже хорошо знают, что прежде, чем заняться каким-то производством, нужно (цитата из школьной тетради -- Ред.) "продумать, что будет выпускать фирма, для кого и в каком объеме; рассчитать возможную прибыль; нанять рабочую силу (директор, экономист, маркетолог, бухгалтер, рабочий); продумать технологию производства, механизм сбыта продукции и рекламу товара".
На таких занятиях ребята не только становятся экономически грамотными, но и развивают творческие способности. Ведь сколько всего нужно уметь, чтобы сделать качественную рекламу: рисовать, писать стихи, уметь подбирать музыку, но главное -- нестандартно мыслить.
-- А дети уже понимают, что в жизни не так просто быть предпринимателем?
-- Если постоянно говорить, что сегодня многие вещи невозможны, то тогда и вовсе незачем вводить такой предмет. Понятно, что школьные уроки далеки от суровой реальности, тем не менее очень важно научить ребят мыслить рыночными категориями. Чтобы они знали -- деньги с неба не падают, их нужно заработать, причем по определенным правилам. К примеру, они уже понимают, что побеждать конкурентов нужно качеством, ценой и удачной рекламой, что из "Залива бедняков" вывезти может буксир "Потребительского кредита" и что без залога ни один банк кредита не даст. Об этом, кстати, забывают сегодня многие взрослые предприниматели, обивающие пороги банков в поисках филантропа.
Помимо изучения серьезных экономических понятий -- лизинг, инфляция, безработица, спрос или предложение -- дети решают и практические задачи. Например, какие продукты и по какой цене лучше выбрать, чтобы сварить суп, во сколько они обходятся своим родителям, или как правильно рассчитать семейный бюджет. С малышами работает психолог, который учит, как справляться со стрессом (например, с двойкой по контрольной), как строить взаимоотношения с коллективом, чем заниматься в свободное время.
-- Не тяжело ли детям нести такую нагрузку?
-- Все уроки вне школьной программы проводятся в свободный день -- субботу.
-- Занятия, естественно, платные?
-- Да, родители платят по 12--15 грн. в месяц в зависимости от класса и количества занятий.