1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №159 (414) за 28.08.99

И ЦЕЛЫЙ ВЕЧЕР С ВАМИ БУДЕТ "ОСКОЛОК СОЛНЕЧНОГО ДНЯ"

Понятие о косметике возникло, наверное, тогда, когда женщина впервые разрезала надвое свеклу и приложила половинки к щекам. Получился румянец. Окунув палец в золу красотка навела себе брови. А чтобы благоухать -- съела цветок. Но аромат так и остался в ее желудке. И пока люди научились забирать у цветка его нежную душу -- запах -- прошла уйма времени.

БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАПАХ РОЖДАЕТСЯ ИЗ СТРАШНОЙ ВОНИ

Ранней весной средневековые парфюмеры приступали к изготовлению ароматизированной помады. Это была трудоемкая, долгая и кропотливая работа, длившаяся месяцами. Вначале в огромном медном чане растапливали свиной или говяжий жир. В горячую и дурно пахнущую беловатую массу охапками забрасывали нежные головки нарциссов. К вечеру чан снимали с огня и массу тщательно фильтровали сквозь специальное сито. Наутро застывший жир вновь разогревали и вываривали в нем новую партию цветов. Этот процесс назывался мацерацией и продолжался до тех пор, пока жир не наполнялся цветочным ароматом. Причем опытный парфюмер определял на глаз, может ли масса еще принять в себя запах или она уже перенасыщена. Когда жир превращался в великолепно пахнущую помаду и застывал, тигель плотно закупоривали и относили в прохладное место. Помада была готова для продажи.

После нарциссов приходила очередь мацерировать апельсиновый цвет, позже -- розы. Самыми нежными цветами считались жасмин и ночные гиацинты -- вываривание в горячем жиру убивало их аромат. Для них была разработана другая -- холодная -- технология. Цветы заворачивали в смазанную жиром скатерть, ставили в холодное место и жир постепенно впитывал в себя аромат. Через три дня партию цветов осторожно вынимали и закладывали новую. Так продолжалось до тех пор, пока жир не превращался в арматизированную помаду. Тогда ее счищали со скатерти. Холодная обработка длилась дольше, зато более всего приближала запах помады к оригиналу.

Если же рынок был перенасыщен этим товаром, самые хитрые и опытные парфюмеры срочно перерабатывали помаду в так называемую абсолютную эссенцию. На основе ее изготавливались духи. Так что в определенном смысле изобретение духов продиктовал средневековый рынок.

ПЕРВЫЕ САМОГОННЫЕ АППАРАТЫ ГНАЛИ... ДУХИ

Чтобы изготовить абсолютную эссенцию, помаду снова подогревали в закрытом сосуде, разбавляли винным спиртом и тщательно перемешивали. Потом быстро выставляли на холод. Смесь остывала, и спирт отделялся от застывшего жира. Его сливали в бутыль. Но это был всего лишь полуфабрикат. Полученную жидкость фильтровали, заливали в перегонный аппарат и ставили на медленный огонь. Капля за каплей по стеклянной трубке стекала во флакон драгоценная жидкость -- концентрированная абсолютная эссенция. Одной ее ароматной капли было достаточно, чтобы вызвать в воображении воспоминание о целой поляне весенних цветов. Из огромного чана помады выходило всего три небольших флакона эссенции. И цена ее была так высока, что не всякий король мог купить такой флакон. Эссенция была той основой, из которой приготавливали большие партии духов.

Вообще-то, говоря о средневековых парфюмерах, правильнее называть их алхимиками. Слишком много в зарождающейся науке о запахах было мистики. Да и саму абсолютную эссенцию "гнали" не для получения духов, а надеясь по капле "выжать" из природы эликсир жизни. История изобретения запахов настолько увлекательна, что не могла не привлечь внимания писателей.

И ТУТ СЛУЧИЛАСЬ ПРОСТАЯ ШТУКА -- ОНИ ВЛЮБИЛИСЬ И СЪЕЛИ КУКА

Немецкий писатель Патрик Зюскинд рассказал о гениальном парижском парфюмере-маньяке Жане-Батисте Гренуе, который умел создавать эссенцию из... дверной ручки, куска сыра, рыбьей требухи и вообще из всего, что попадалось ему под руку. Безумец создал эссенцию из убитого им щенка. Когда он смочил ею платок и дал понюхать собаке-родительнице, она радостно завиляла хвостом. Жан-Батист мечтал создать такой запах, от которого бы мир упал перед ним на колени, -- аромат ангела или Бога.

И вот в городе стали пропадать самые красивые девушки. Их обнаженные трупы со срезанными волосами обнаруживали на окраине. Безумец колдовал над созданием эликсира: холодным жировым обертыванием он отбирал запах у еще теплых тел. Однако на последней жертве -- дочери губернатора -- маньяк попался. Но эликсир уже был готов. Им и надушился парфюмер, идя на плаху. Поэтому выход преступника превратился в его триумф. Отец одной из убитых красавиц бросился на грудь к убийце и предложил его... усыновить. Казнь не состоялась, Жана-Батиста отпустили, но... Зарвавшегося парфюмера полюбили дикой и необузданной любовью бродяги. На темных улицах Парижа они разорвали его на части и сожрали.

МОЖНО ОБОЙТИСЬ И БЕЗ "УБИЙСТВА" ЦВЕТОВ

Как ни странно, но технология изготовления помад и духов не особенно изменилась с тех давних пор. Поменялось лишь техническое оснащение процесса, превратившегося в мощную индустрию. Однако создать новый оригинальный запах так же сложно, как и сотни лет назад. Например, новинка из серии духов "Шанель" -- "Шанель-аллюр" -- создавалась двенадцать лет. Только на килограмм сырья для этих духов нужно миллион головок цветов. Причем сорванных вручную на заре, когда их запах особенно силен.

Если древние алхимики совершенно не беспокоились о сохранении природы, то нынешние парфюмеры могут использовать для своих духов далеко не все цветы. Так, в Индии, только в предгорьях Гималаев, растет священный цветок шафали. Срывать его нельзя. Чтобы создать духи с запахом священного цветка Индии, в горы выезжали бригады парфюмеров, которые на заре осторожно собирали специальными "ложечками" цветочную пыльцу. И на основе такого вот сырья все же был воссоздан запах шафали.

РАЗЫСКИВАЮТСЯ ПРОПАВШИЕ ЗАПАХИ

Достижения современной химической промышленности позволяют создавать из множества компонентов уникальные запахи, доселе неведомые и не существующие в природе. К примеру, запах, определенный, как "осколок солнечного дня", сочетает в себе аромат жасмина, розы, ромашки, экзотических фруктов и восточных прянностей. А запах "капля янтаря" соткан из ароматов персика, роз и фрезий. Как добавку во многих духах используют мускус -- один из самых древних ароматических компонентов. Кстати, запах мускуса весьма странно влияет на людей: большинство его просто не ощущают, многим он не нравится, а на женщин действует возбуждающе. Лет пять назад в Европе объявился брачный аферист, который привлекал богатых женщин именно запахом мускуса: им были пропитаны его письма и подарки, носовые платки и волосы. Женщины, загипнотизированные ароматом, переписывали на имя сердцееда ценные бумаги, дарили ему ценные вещи и впадали в психоз при расставании. Но это был настоящий мускус. Никакая химия пока не способна повторить его в совершенстве.

В некоторых западных странах существует бюро по розыску пропавших запахов. То есть духов, рецепты которых считаются утраченными. С каждым годом в мире появляется все больше новых ароматов, новинки вытесняют устаревшую продукцию. Но ведь многие люди привыкают к одному аромату, как к наркотику. Вспомните своих бабушек, для которых запах "Красной Москвы" ассоциировался с покоем и комфортом довоенной жизни. На флакончик этих духов они тратили последние копейки. А когда их производство прекратили, многие женщины испытывали огромный дискомфорт. Так вот, "сыщики" из парфюмерного бюро по всему свету ищут место, где еще выпускают такие "исчезнувшие" духи, а иногда заказывают их эксклюзивное изготовление. И тогда флакончик новых старых духов стоит никак не дешевле абсолютной эссенции древних алхимиков.