1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №260 (1904) за 16.11.2004

ПЛАВУЧИЙ "КИЕВ"

Бытует мнение, что об Украине и ее столице в мире мало что известно. Но еще в конце позапрошлого века гордое имя "Киев" красовалось на бортах судов, бороздивших водные просторы планеты. Более 30 кораблей — парусники и пароходы, миноносцы и крейсера, авианосец и ледокол — были названы в честь города на Днепре. Об этом "Сегодня" рассказал киевлянин Олег Столбецкий, который в начале 1970-х случайно узнал о первом "Киеве". Бывший моряк и сотрудник завода "Ленинская кузница" решил выяснить, какие еще корабли носили название нашего города.

НАЧАЛО КОЛЛЕКЦИИ ПОЛОЖИЛ ПАРОХОД

— В 1972 году я был в командировке во Владивостоке, — поведал Олег Сергеевич. — Гуляя вдоль бухты Золотой Рог, увидел памятник морякам вспомогательного флота. Внимание привлекла мемориальная доска со словом "Киев". У меня все внутри перевернулось — за тысячи километров от дома прикоснулся к родному. Я почистил от камушков и мусора бронзовую доску с надписью "Торпедирован у берегов Северной Норвегии 12 апреля 1942 года" и именами шести погибших членов экипажа. Купил белый цветочек с мимозой, положил букетик на доску и сфотографировал.

В библиотеке в газете "Дальневосточник" киевлянин нашел цикл статей о погибшем судне. Как выяснилось, в 1917 году немецкие корабелы построили пароход длиною 137 м и нарекли его "Вальденбург". В начале 30-х судно, развивавшее большую для того времени скорость порядка 13 узлов и имевшее грузоподъемность 9,5 тыс. т, вошло в состав Черноморского пароходства с пропиской в Одесском порту и под названием "Киев". В 1940 году его передали Дальневосточному пароходству.

В начале Великой Отечественной "Киев" отправили в США. Судно пополнило состав северных конвоев, перевозивших военные грузы в Европу. В марте 1942 года пароход вышел из Рейкьявика, взяв курс в составе конвоя на Мурманск. Немецкий линкор "Тирпиц" пытался уничтожить корабли, но тщетно. 10 апреля вместе с английскими пароходами "Киев" отправился в обратный рейс. Третья ночь плавания стала последней в его биографии. Корабль торпедировала немецкая подводная лодка. Оставшиеся в живых моряки спаслись на лодках и плотах — через полчаса их подобрал английский корвет.

ПЕРВЫЙ "КИЕВ" БЫЛ КРУГЛЫМ

Не хватит места, чтобы рассказать о всех кораблях, названых в честь нашей столицы. Остановимся на судьбах лишь отдельных суден. Первый "Киев" в отечественном флоте появился еще в ноябре 1871 года. Это был необычный, круглой формы корабль, заложенный на эллинге Николаевского адмиралтейства и развивавший скорость до 8 узлов. В 1892 году введенное в состав Черноморского флота судно было отнесено к броненосцам береговой охраны. Предназначенный для малых глубин броненосец обладал слабыми мореходными и боевыми качествами. В 1873 году переименованный в честь своего создателя "Вице-адмирал Попов" он большую часть службы отстоял на базе и в 1903 году был исключен из флота.

В XIX веке пароходная компания в Копенгагене решила сделать морское соединение между Францией и Россией через Данию. В сентябре 1881 года представители фирмы приняли судно с латинской надписью на черном борту "Кiew". Это была 4-цилиндровая паровая машина мощностью 700 л. с. (лошадиных сил). Более двадцати лет она обслуживала порты Бордо, Дьеп, Антверпен, Копенгаген, Кенигсберг, Ригу, Санкт-Петербург, встречая на своем пути "Москву", "Курск", "Минск", "Казань", "Харьков". Аналогичных суден с именами городов российской империи датчане построили 14. Однако датские флаги на борту не спасли "Кiew" от немцев в начале 1917 года.

В 1892 году появился маленький, с боковыми колесами, грузопассажирский пароход "Киев", построенный в Италии. Название было написано славянскими литерами на кожухах гребных колес. На всякий случай конструкторы предусмотрели парусные мачты. Судно плавало по Азовскому морю и Дону. В 1917 году оно, будучи в составе Черноморского флота, превращается в сетевой заградитель. Его судьба туманна. По одной из версий, корабль захватили немецкие оккупанты, затем — англо-французские интервенты, еще позже — белогвардейцы. Последние увели его в Стамбул. Судно простояло несколько лет на приколе, потом его продали на металлолом.

ПОТОПЛЕН СВОИМИ

Пароход "Киев" с двумя паровыми машинами, общей мощностью 3 тыс. л. с., "родился" в 1896 году в Англии. Судно могло взять на борт 866 пассажиров (дальний рейс) и 2508 (ближний). Но только 55 человек размещались в каютах, остальные — в межпалубных помещениях и под открытым небом. С началом Первой мировой "Киев" становится снабженцем эскадры российских крейсеров и базируется в Гонконге. Позже он переведен на север. В октябре 1916 года в рейсе из Архангельска в Лиз корабль погиб на скалах.

Интересна судьба "Киева", служившего в Первую империалистическую штабным кораблем командующего и начальника тыла Днепровской военной флотилии. Это был колесный грузопассажирский пароход длиной 40 м, построенный в 1886 году в Брянске. В марте 1919 года вооруженное "максимом" судно включено в состав красноармейской флотилии. В июне 1920 года "Киев" принял участие в обороне украинской столицы. А в сентябре 1941 года при приближении к Киеву немцев пароход уничтожил собственный экипаж.

Подобный путь прошел колесный буксир "Киев" мощностью в сто "лошадок", входивший в состав Доно-Азовской флотилии. Судно было построено в 1880 году и имело длину более 43 м. В мае 1919 года его мобилизовали. В конце 1919-го перед отступлением красных войск экипаж привел корабль в негодное состояние. А год спустя, уже под названием "Коммунар", буксир вновь оказался в красном военном флоте. В апреле 1924 года он превратился в "Карла Либкнехта". Под таким именем его и отправили на дно фашисты при подходе к Дону.

СУДА ЛОВИЛИ РЫБУ И КОПАЛИ КАНАЛЫ

Спущенный на воду в 1938 году лидер эскадренных миноносцев вскоре включен в состав Тихоокеанского флота. Первоначально именовался "Киев", но сменил название на "Орджоникидзе", "Серго Орджоникидзе", "Баку". В 1942 году он один из первых советских кораблей совершил переход Северным морским путем из Владивостока в порт Полярное и вошел в состав эскадренных миноносцев Северного флота. В 1945-м награжден орденом Красного Знамени. Закончил жизненный путь как плавказарма.

В 1939 году в Николаеве заложен еще один эскадренный миноносец "Киев". Спущенный на воду накануне войны корабль так и не был достроен. С подходом врагов к городу его отбуксировали в Севастополь, затем — на Кавказ, где судно простояло до окончания боев. После войны "Киев" остался на приколе. А в середине 50-х его оттащили на Каспий, превратив в мишень для испытания ракетного оружия.

Во второй половине XX века большое внимание уделялось океанскому рыболовецкому флоту. На шведской корабельной построен паровой траулер "Киев". Почти двадцать лет он добывал рыбу в Баренцевом, Норвежском, Северном морях и в Северной Атлантике. В 1965 году траулер оснастили аппаратурой для поиска рыбы. Через шесть лет из него демонтировали ценное оборудование. "Киев" стал плавучим общежитием для моряков.

В первые послевоенные годы конструкторы "Ленкузни" разработали проект двухпалубного пассажирского парохода. Его основной вариант назвали "Киев". Это имя получил и речной колесный буксир. Позже завод передал болгарам мощный земснаряд "Киев", строивший канал к Черному морю. Развивался и речной флот. Именем древнего города нарекли несколько суден. Целую серию буксиров с именами городов Украины построено для Советско-Дунайского пароходства в начале 60-х австрийской корабельной. Главное судно "Киев" толкало шести баржевый состав.

ГОРДОСТЬ ВОЕННОГО ФЛОТА

Самое большое в мире судно, которое носит имя нашей столицы, — японский нефте-рудовоз "Киев-мару", построенный в 1969 году в Иокогаме. А в серии советских ледоколов третьим считается "Киев". Где-то четверть века назад моряки этого судна подарили Киевскому цирку белого медвежонка.

Но самый впечатляющий "Киев" (надпись выведена славянской вязью) — крупный 17-палубный военный корабль, переданный флоту в 1975 году. Будучи первенцем советских авианосцев, в целях конспирации судно выдавалось за противолодочный корабль. Его длина — 273 м. На "Киеве" размещались вертолеты и самолеты вертикального взлета и посадки (впервые в стране). Авианосец считался "полигоном" Военно-Морского флота СССР по внедрению нового оружия и техники, и многие моряки и летчики стремились попасть на него. Кстати, по традиции на корабле служило много киевлян.

Двадцать лет назад авианосец "Киев" наградили орденом Красного Знамени (такой чести в послевоенное время надводный корабль удостоился впервые). На борту боевого судна размещались: огромная библиотека, просторные читальные залы, удобные кают-компании, спортзалы и медкабинеты. Одних киноустановок было 14. "Сегодня" писала о том, что ныне авианосец "Киев", купленный китайской фирмой, превращен в экскурсионное судно "Центра славянской культуры" в Поднебесной.

ПАРУСНЫЙ БРИГ ГНИЕТ НА ПОЛУОСТРОВЕ

Самый романтичный и, увы, самый бесславный "Киев" — парусный бриг. Это красивое судно, в отличие от героических и не примечательных "тезок", ни разу не было в плавании. Свыше 10 лет оно пропадает в городе, в честь которого названо. Вероятно, полуразрушенный корабль на Рыбальском полуострове спасти уже не удастся. А как все интересно начиналось…

В 1991 году на стапелях "Ленкузни" был торжественно заложен бриг почти 200-летней давности (копия учебного судна "Диамид"), который планировали отправить в морскую экспедицию "Ворота мира" к 500-летию открытия Колумбом Америки. Полсотни энтузиастов должны были пройти маршрутом знаменитого мореплавателя. Такого судна у нас еще не было — клееной конструкции, без единых гвоздя и железки. Впечатляющие и размеры парусника: длина — 33 м, ширина — 10 м, высота борта — 4 м. К сожалению, на завершающем этапе строительства закончились деньги, и экипаж пришлось распустить.

— Сделали остов брига и начали его обшивать, — вспоминает Олег Столбецкий. — В таком состоянии "Киев" и оставили возле лебедочной, на открытом стапеле. Парусник открыт солнцу, дождю и снегам.


ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Согласно исследованиям Олега Столбецкого, имя "Киев" носило (носит) 31 судно. В том числе — 9 военных, 4 рыбопромысловых, 1 научно-исследовательское. Прославляли наш город также корабль "Киевский комсомолец" и океанский траулер "1500 лет Киеву". Многие суда в течение своей жизни меняли названия и первоначальные назначения.