1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №82 (1726) за 13.04.2004

"ПОКОЙНИК" ПОЛУЧИЛ ДВЕНАДЦАТЬ СТРАХОВОК, А НА ТРИНАДЦАТОЙ -- ВОСКРЕС

Нет, эта статья -- не пособие для начинающих жуликов. Ибо, по словам представителей страховых компаний, они, что называется, на раз вычисляют ловкачей, пытающихся незаконно получить страховую выплату. И все-таки находятся люди, которые идут на сделку со своей совестью и немалый риск в надежде сорвать солидный куш.

Опыт многих стран мира свидетельствует: с развитием страхового дела растет и количество недобросовестных клиентов. К примеру, в Канаде "комбинаторы" ежегодно приносят страховщикам убытков на $1 млрд: каждый десятый страховой случай там -- более или менее удачная инсценировка. В США мнимые пострадавшие присваивают до $15 млрд в год. Но всех переплюнули, казалось бы, "маниакально" законопослушные немцы: по словам гендиректора Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Ивана Гуминского, 30% (!) страховых возмещений в Германии имеют признаки злоупотребления со стороны клиентов. А с так называемыми "зелеными картами" -- международными сертификатами страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта перед третьими лицами -- пытаются ловчить приблизительно в половине страховых случаев. Заметим: в Украине ежегодно происходит до 150 тысяч ДТП. И если упомянутое страхование станет у нас обязательным, как недавно в России (покамест оно внутри страны -- добровольное), у страховых компаний заметно добавится "головной боли", связанной с жульничеством их клиентов при авариях. Это означает неминуемое повышение страховых тарифов, чтобы перекрыть возможные убытки.

Каковы же основные уловки, используемые для "выкачки" из компании дополнительных денег, даже если страховой случай действительно произошел? Допустим, человек заболел в турпоездке, обратился за врачебной помощью и таковую получил. А затем ушлые медицинские фирмы часто выставляют огромные счета за свои услуги, включая и те, которые реально не оказывались. Как правило, в сомнительных ситуациях это можно проверить, опросив самого больного. Подобным грешат и станции техобслуживания, "лечащие" пострадавшие в аварии автомобили. Типичные подделки документов: изменение даты ДТП, оформление полиса "задним" числом, уже после аварии. Допустим, она произошла в понедельник, но водитель в этот день был нетрезв, а значит, страховка ему не положена. Он (не будем раскрывать, каким образом) выправляет документы, и выходит, что ДТП случилось в среду -- а потом идет к страховщикам за возмещением ущерба.

Бывают и трагикомические случаи, например, некий гражданин, уехав на заработки за границу, застраховался всего на 5 дней, а когда через несколько месяцев пострадал -- дописал перед пятеркой число "36", чтобы получить страховку.

Порой жульничеству клиентов способствуют за мзду и недобросовестные страховые агенты. К сожалению, в Украине их деятельность пока не лицензирована, нет и общей базы данных, позволяющей выдать своеобразный "волчий билет" уличенному в нечестности дилеру. Поэтому в серьезных страховых компаниях обязательно имеется мощная служба безопасности, которая проводит собственное расследование большинства страховых случаев. Представитель одной из них поведал о курьезной ситуации, которую чисто случайно удалось "раскрутить". Человек застраховал свою жизнь на крупную сумму в полутора десятках компаний. Затем вступил в сговор с работниками морга, и его родители спустя какое-то время "опознали" там неизвестный труп как тело своего сына. Получив свидетельство о смерти, они смогли "нагреть" 12 страховых компаний. И лишь на 13-й погорели: обнаглев от безнаказанности, за деньгами пришел сам "покойный" (!). Ясно, что "воскрешение" для него было безрадостным.

В связи со всем изложенным, автор поинтересовался у представителей страховых компаний:

-- какова ответственность клиентов за подобные "художества" с получением страховки;

-- часто ли страховщики обращаются в правоохранительные органы с просьбой о возбуждении уголовного дела;

-- многих ли жуликов удалось упрятать за решетку;

-- каков, по их мнению, процент выявленных ими махинаций от общего числа "фальшивых" страховых случаев?

Сразу замечу: последний вопрос остался без комментариев, а из ответов на остальные выяснилось следующее. Несмотря на то, что ст. 358 УК Украины "Подделка документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов" предусматривает наказание от штрафа в 70 необлагаемых законом минимумов (1190 грн.) до пяти лет лишения свободы для тех, кто их подделывает, и до двух лет ограничения свободы для "пользователей" этих документов, страховые компании в первую очередь заинтересованы в том, чтобы вернуть (или сберечь) свои деньги. Упрятать недобросовестного клиента за решетку практически нереально -- учитывая, что такие преступления не относятся к тяжким, подобные дела считаются у юристов не имеющими судебной перспективы. Ибо у обвиняемого есть масса способов дотянуть дело (даже если его удастся возбудить и до конца расследовать) до ежегодной амнистии.