1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Выпуск газеты Сегодня №95 (1143) за 27.04.2002
Выпуск газеты Сегодня №95 (1143) за 27.04.2002
КАК ИСЧЕЗЛА КИЕВСКАЯ ГОЛГОФА
В этом году исполняется сто лет со дня открытия в Киеве панорамы "Голгофа" -- своеобразного религиозно-просветительного аттракциона, знакомившего киевлян с библейской историей распятия Иисуса Христа на горе Голгофа.
Живописное полотно панорамы громадного размера (12,9 х 93,8 метра) написали художники К. Фрош, И. Крюгер и С. Фабианский для венской выставки 1892 года. После случившегося там пожара панораму реставрировали и перевезли в Киев. Здесь она разместилась в круглом деревянном павильоне диаметром 32 метра, на Владимирской горке, неподалеку от Александровского костела.
Панорама пользовалась в Киеве огромной популярностью: посмотреть ее ходили семьями, а гимназистов водили классами.
"Голгофа" простояла целехонькой все годы революции. Но в 1934 году из Харькова в Киев переехала столица УССР. Прибывшее руководство сразу же обратило внимание на "слишком патриархальный" силуэт города, и началось массовое уничтожение культовых сооружений. Дошла очередь и до "Голгофы".
Как убирали полотно панорамы "Голгофа", описал в 1970-х годах свидетель событий, -- киевский журналист Василий Малаков.
Дело было в 1934 году. Францишек (обрусевший чех) привел грузовик с прицепом на Владимирскую горку точно, как и было записано в путевом листе. На площадке у панорамы "Голгофа" его дожидалось начальство: старший диспетчер Анатолий Волохин и его помощник -- Самуил Певзнер.
Группа пожарных увязывала брезентовыми рукавами огромный рулон холста, туго намотанный на телеграфный столб. Подбадриваемые окриками "И-и-рраз! И-и-взяли!", пожарные втащили рулон на кузов грузовика и прицеп.
Грузовик спустился по ухабистому булыжнику Трехсвятительской улицы на Крещатик и миновав "Арсенал" въехал на Лаврское подворье. У стен Успенского собора уже толпились пожарные -- другая команда.
-- Не пройдет! -- закричали рабочие, примеривая диаметр рулона. Дверь собора была раскрыта настежь. Проем явно был мал.
Подкатил легковой "газик", и из него вышел начальник горкоммунхоза Гальперин. Певзнер доложил:
-- Товарищ Гальперин! Диаметр рулона не позволяет протолкнуть его в дверной проем! Придется расширить дверь.
-- Так в чем дело? Действуйте!
Пожарные принялись сбивать наличник двери, ломами и топориками долбить толстенную кирпичную кладку. Вдруг, в самый разгар работы, раздался крик:
-- Варвары! Остановитесь! Не смейте касаться своими грязными руками святыни!
Все обернулись и увидели старика с непокрытой седой головой.
-- Кто вы такой? -- начальственно обратился Гальперин к старику.
-- Я, да будет вам известно, -- Потоцкий Павел Платонович, главный хранитель! Я отдал державе исторические ценности, равных которым нет в Европе! Немедленно прекратите работы! Я буду телеграфировать в Москву! (Коллекция насчитывала около 17 тысяч томов, 15 тысяч гравюр и литографий, более 300 картин по истории войн.)
Гальперин повел Потоцкого под своды собора, а когда они появились снова, рулон был уже втащен в проем и установлен вертикально в коридоре у торцевой стены. Потоцкий торопливо ковылял к себе в бывший корпус митрополичьих певчих. Гальперин укатил на "газике". Панорамное полотно покоилось, как тогда всем казалось, под надежными сводами вечного Успенского собора...
3 ноября 1941 года заминированный Успенский собор взлетел на воздух. Остатки живописного полотна панорамы "Голгофа", извлеченные из руин, частично сохранились в стенах бывшего Художественного института. Они, конечно, уже невосстановимы.
P.S.: На Владимирской горке еще долго сохранялась идеально круглая площадка, отороченная стрижеными деревьями. После войны там, на месте панорамы, стояла карусель. При последней реконструкции парка пятно это исчезло навсегда.
Живописное полотно панорамы громадного размера (12,9 х 93,8 метра) написали художники К. Фрош, И. Крюгер и С. Фабианский для венской выставки 1892 года. После случившегося там пожара панораму реставрировали и перевезли в Киев. Здесь она разместилась в круглом деревянном павильоне диаметром 32 метра, на Владимирской горке, неподалеку от Александровского костела.
Панорама пользовалась в Киеве огромной популярностью: посмотреть ее ходили семьями, а гимназистов водили классами.
"Голгофа" простояла целехонькой все годы революции. Но в 1934 году из Харькова в Киев переехала столица УССР. Прибывшее руководство сразу же обратило внимание на "слишком патриархальный" силуэт города, и началось массовое уничтожение культовых сооружений. Дошла очередь и до "Голгофы".
Как убирали полотно панорамы "Голгофа", описал в 1970-х годах свидетель событий, -- киевский журналист Василий Малаков.
Дело было в 1934 году. Францишек (обрусевший чех) привел грузовик с прицепом на Владимирскую горку точно, как и было записано в путевом листе. На площадке у панорамы "Голгофа" его дожидалось начальство: старший диспетчер Анатолий Волохин и его помощник -- Самуил Певзнер.
Группа пожарных увязывала брезентовыми рукавами огромный рулон холста, туго намотанный на телеграфный столб. Подбадриваемые окриками "И-и-рраз! И-и-взяли!", пожарные втащили рулон на кузов грузовика и прицеп.
Грузовик спустился по ухабистому булыжнику Трехсвятительской улицы на Крещатик и миновав "Арсенал" въехал на Лаврское подворье. У стен Успенского собора уже толпились пожарные -- другая команда.
-- Не пройдет! -- закричали рабочие, примеривая диаметр рулона. Дверь собора была раскрыта настежь. Проем явно был мал.
Подкатил легковой "газик", и из него вышел начальник горкоммунхоза Гальперин. Певзнер доложил:
-- Товарищ Гальперин! Диаметр рулона не позволяет протолкнуть его в дверной проем! Придется расширить дверь.
-- Так в чем дело? Действуйте!
Пожарные принялись сбивать наличник двери, ломами и топориками долбить толстенную кирпичную кладку. Вдруг, в самый разгар работы, раздался крик:
-- Варвары! Остановитесь! Не смейте касаться своими грязными руками святыни!
Все обернулись и увидели старика с непокрытой седой головой.
-- Кто вы такой? -- начальственно обратился Гальперин к старику.
-- Я, да будет вам известно, -- Потоцкий Павел Платонович, главный хранитель! Я отдал державе исторические ценности, равных которым нет в Европе! Немедленно прекратите работы! Я буду телеграфировать в Москву! (Коллекция насчитывала около 17 тысяч томов, 15 тысяч гравюр и литографий, более 300 картин по истории войн.)
Гальперин повел Потоцкого под своды собора, а когда они появились снова, рулон был уже втащен в проем и установлен вертикально в коридоре у торцевой стены. Потоцкий торопливо ковылял к себе в бывший корпус митрополичьих певчих. Гальперин укатил на "газике". Панорамное полотно покоилось, как тогда всем казалось, под надежными сводами вечного Успенского собора...
3 ноября 1941 года заминированный Успенский собор взлетел на воздух. Остатки живописного полотна панорамы "Голгофа", извлеченные из руин, частично сохранились в стенах бывшего Художественного института. Они, конечно, уже невосстановимы.
P.S.: На Владимирской горке еще долго сохранялась идеально круглая площадка, отороченная стрижеными деревьями. После войны там, на месте панорамы, стояла карусель. При последней реконструкции парка пятно это исчезло навсегда.