1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №206 (461) за 03.11.99

НАЧИНАЕШЬ МЫСЛИТЬ ЛОГИЧНО -- СРАЗУ ТУПЕЕШЬ

"Ах, как хочется увидеть своих детей в будущем преуспевающими людьми!" Пожалуй, не сыскать родителей, мысленно или наяву не произносивших этой фразы. Но давайте вернемся в день сегодняшний, чтобы уже сейчас приблизить желаемое будущее.

Поиграем для начала... в спички. Зажмем их в кулаке, до десяти (можно начать даже с двух), а в другую руку возьмем лист плотной бумаги или картона. Разжали кулак, и сразу же, примерно через секунду, накрыли рассыпанные на столе спички картоном. Попросите ребенка изобразить на бумаге, как они легли, в том числе ориентацию головок.

Для непосвященных это лишь мало понятное упражнение, а для специалистов (позаимствуем их формулировку) -- "развитие пространственного воображения и образной памяти". Именно в этом заключается предмет нового направления в педагогике и практической психологии, которое получило название эйдетика (от греч. "эйдос" -- образ).

Оказывается, до пяти лет воображение ребенка работает наиболее эффективно и лишь к 12--13 годам формируется способность к логическому мышлению. Мозг человека состоит из двух полушарий. Словесную информацию обрабатывает левое, которое "отвечает" за логику и анализ. Воображение, интуиция, восприятие красоты, способность сопереживать -- область "деятельности" правого полушария. Распространенные же у нас методики образования, к сожалению, недостаточно учитывают эти важные физиологические особенности детского организма, преобладает тенденция развития логического мышления и логической памяти. В результате не только не реализуются в полной мере способности ребенка, а нередко дети от такого обучения тупеют, начинают хуже учиться, чаще болеть. Методы эйдетики позволяют воспитать ребенка более гармоничной личностью.

Уникальность эйдетики в том, что она в одинаковой мере эффективна как в работе с детьми, так и со взрослыми. Российские и украинские методики развития образного мышления опираются на позитивное восприятие жизни и потому очень результативны.

Занятия эйдетикой и с детьми, и со взрослыми проводят специально подготовленные преподаватели. Но некоторые игры родители, воспитатели детских садов, учителя школ могут проводить с детьми сами. Одну из них мы вам продемонстрировали. Эти игры не только развивают детей, но создают особую атмосферу взаимоотношений между взрослым и ребенком. Однако важно правильное отношение взрослых к игре. Нужно спокойно воспринимать любой ее результат. Воздерживайтесь от обидных замечаний, следите, чтобы игра не превратилась в подобие дрессировки, натаскивания. Кстати, дети нередко играют успешнее своих старших наставников. Играйте регулярно, будьте ребенку товарищем в игре, верьте в успех сами и вселяйте эту веру в ребенка. Пусть вас не соблазняет соревновательность. Убедите своего маленького партнера в том, что соперничать нужно только с самим собой, стараясь раз за разом превзойти свой собственный результат.

Предлагаем несколько игр, которые используют во время занятий с детьми киевские преподаватели эйдетики Майя и Леонид Айзенварги.

"ЗВУК И РИТМ"
Для развития слуховой памяти и чувства ритма

Попросите ребенка закрыть глаза, а сами воспроизведите несколько звуков разного вида и с разным ритмом: постучите по столу, хлопните в ладоши, пошуршите бумагой. Ребенок сначала должен воспроизвести звуки в той же последовательности, а потом, по мере тренированности, -- в том же ритме.

"ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?"
Для развития зрительной памяти

Возьмите 3--5 (потом более) разных предметов и хаотично разложите их на столе. Пусть ребенок посмотрит на них в течение нескольких секунд и отвернется. Произвольно измените расположение предметов (сначала одного, двух и т.д.). Ребенок должен сказать, какие произошли изменения. Игру постепенно усложняют, увеличивая количество взятых в игру и перемещаемых предметов, а также сокращая время запоминания. Не забудьте о варианте "ничего не изменилось", он также крайне важен.

"ПЕРЕВЕРТЫШИ"
Для развития образной памяти и способности концентрировать внимание

Назовите слово, например, "мак". Ребенок должен представить это слово (не предмет!) и прочесть его наоборот -- "кам". То же можно проделать с числами: 12--21, 123--321 и т.д. Постепенно увеличивайте количество букв в слове, количество цифр в числе. Но не спешите, следуйте за возможностями младшего партнера: он должен каждый раз мысленно представить себе слово или число и "видеть" его детально и четко.

"СОСЧИТАЙ СПИЧКИ"
Для развития способности фиксировать внимание и фотографическую память

Зажмите в кулаке несколько спичек (от 2 до 10), а в другую руку возьмите лист плотной бумаги или картона. Разожмите кулак и через мгновение накройте рассыпавшиеся на столе спички картоном. Ребенок, не зная, сколько спичек было у вас в кулаке и наблюдая за вашими действиями, видит упавшие спички не более полсекунды. Он должен представить себе спички, мысленно сосчитать их и назвать количество. Поднимите картон и сверьте вместе ответ. Игра усложняется путем увеличения количества спичек и сокращения времени их "засветки".

"СЛОЖИТЕ ФИГУРКУ"
Для развития зрительной памяти

Установите на столе перегородку. Выложите за ней простую фигуру из десяти, не более, спичек: елочку, домик, лодку и т.п. Поднимите перегородку на пять секунд и опустите. После этого попросите ребенка выложить такую же фигуру.

"НЕ ЗЕВАЙ -- БЫСТРО ОТВЕЧАЙ"
Для развития умственных способностей, умения адаптироваться при изменении внешних обстоятельств

Последовательно задавайте ребенку вопросы из разных областей знаний. Ребенок отвечает на них, проговаривая вслух (это обязательно!) полный ответ. Например:

-- Как называются осенние месяцы?

-- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

-- Какие ты знаешь хвойные деревья?

-- Сосну, ель, пихту.

Играть нужно в быстром темпе.