1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №206 (461) за 03.11.99

ЕЛЕНА ЯКОВЛЕВА СТАЛА ГЕРЦОГИНЕЙ, А ЛИЯ АХЕДЖАКОВА ТАК И ОСТАЛАСЬ ЧЕЛНОЧНИЦЕЙ

Легендарному московскому "Современнику" -- 43 года. За все эти десятилетия взлетов и падений театр впервые приехал с гастролями в Киев. Здесь их принимали на надлежащем -- самом высоком уровне: аншлаги, аплодисменты, среди зрителей -- Президент сотоварищи, и любовь, любовь, любовь...

История "Современника" в чем-то парадоксальна: в 72-м театр лишился своего лидера, фактически, вожака -- Олега Ефремова, который улетел во МХАТ, прихватив с собою нескольких ведущих артистов, составлявших ядро, силу и мощь труппы "Современника". Театру прочили гибель -- а в коллективе нашелся новый лидер, на сей раз "мать семейства", которая стала руководить театром как большой семьей -- Галина Волчек. И "Современник" выжил. И не просто выжил, а заставил говорить о себе как о чуде, а о каждой своей премьере -- как о событии.

В Киеве показали четыре спектакля. Скажем откровенно, весьма неравных с художественной точки зрения. Но пусть это останется на совести тех, кто подбирал гастрольный репертуар. Впрочем, конечно, на всякий товар есть свой покупатель. И даже в антракте комедии Николая Коляды "Мы едем, едем, едем..." тоже попадались зрительницы, ахавшие и охавшие: "Какой спектакль! Как я ее понимаю!!!" -- это, в смысле, главную героиню, "челночницу" Зину. Конечно в исполненнии Лии Ахеджаковой Зина даже вызывала некую симпатию... Хотя, даже в устах очаровательной Лии Меджидовны откровенно "подзаборная" лексика начинает утомлять уже на пятой минуте... Если вы ходили года два назад в нашу Русскую драму на спектакль "Дайте мужа Нине и Зине" -- вы поймете, о чем это я. Пьеса -- та же.

Как ни странно, не произвел ожидаемого "бума" нашумевший "Пигмалион" с Валентином Гафтом и Еленой Яковлевой. Хотя, спектакль действительно очень симпатичный -- смешной, добрый, нескучный -- но не более того... И почему-то в начале спектакля никак не верилось, что Элиза Дулитл -- безграмотная уличная девчонка, дочь мусорщика, а в конце -- что она "перевоспиталась" и приобрела манеры герцогини...

А начинались гастроли чеховским "Вишневым садом". Пьеса в "Современнике" уже шла, и те, кто видел предыдущую постановку, находят много общего в этих работах... Но какие бы ни предъявляли претензии к спектаклю, что он-де скучен, слишком традиционен и прочая, прочая, все недостатки искупает блестящая, виртуозная и трогательная Марина Неелова в роли Раневской. Ее раненая женская душа звенит, как струна, лишь только к ней притронется музыкант или просто коснется дуновение ветра.

Пожалуй, самое сильное впечатление осталось от "Крутого маршрута" Евгении Гинзбург. Казалось бы, тема 37-го года давно набила оскомину, -- а на спектакле, откровенно говоря, пришлось поплакать! Тут многое сошлось: и мастерская инсценировка, и режиссура, и все та же удивительная Неелова в главной роли... И потом, когда видишь не "безликую" толпу зэчек, а узнаваемые, родные лица: Лия Ахеджакова, Алла Покровская, Ольга Дроздова, Лилия Толмачева, Людмила Иванова, Нина Дорошина и еще многие-многие, а тут еще прямо на сцене, среди других -- реальная Паулина Степановна Мясникова, 89-летняя подруга Евгении Гинзбург, 17 лет отсидевшая в Магадане -- это сражает наповал... На поклоны выходили только женщины. "Зэчки". Мужчины -- здесь они были надзирателями, следователями, конвойными -- оставались за кулисами. Густые аплодисменты не стихали минут десять. А цветы складывали у ног артистов -- в память о тех, кому посвящен спектакль...