— Александр Анатольевич, как считаете, чем ваш фильм может взять Берлин (напомним, кинофест начинается 10 февраля)?
— Я просто сделал ту картину, которая нравится моим друзьям, близким. А любой фестиваль — это рулетка, и победа там зависит каждый раз от людей, которые оказываются в жюри. А это всегда разные люди... У нас получилась, с одной стороны, серьезная картина, с другой — демократичная, понятная, а с третьей — способная вызвать сильные эмоции. Мне кажется, для "Берлинале" этого вполне достаточно.
— Расскажите чуточку подробнее о вашем новом фильме?
— Я давно уже хотел сделать кино или, как я его называю, фильм-метафору о чернобыльских событиях. Не стандартное исследование "под документ", не "попкорновый" блокбастер, не "выяснялку", кто и когда кнопку неправильно нажал. Нет! В первую очередь меня интересовал человек, который не убегает от катастрофы, а наоборот — не может сдвинуться с места. В моей картине есть некий маленький, почти ничтожный человечек Валера (Антон Шагин, Мэл из "Стиляг". — Авт.), молодой партработник, узнавший о взрыве. Рассказывать кому-либо о ЧП ему строго запрещено, поэтому парень забегает лишь за своей знакомой Верой (Светлана Смирнова-Марцинкевич, кинодебют), чтобы скорее уехать из радиоактивной зоны. По дороге на вокзал девушка вспоминает, что ее паспорт находится у друзей-музыкантов, играющих в этот момент на свадьбе. Валера и Вера отправляются к ним и остаются там до утра. Я хотел рассказать о людях, у которых получилось не бросить друзей-музыкантов, не спуститься со сцены, как с палубы тонущего "Титаника"...
— По какому принципу вы выбирали актеров на главные роли?
— Я работал со многими великими актерами: Олегом Борисовым, Олегом Янковским. После таких "глыбищ" трудно иметь дело с молодыми. Уж больно много в них суеты. А вот в Антоне (Шагине. — Авт.) этого нет. Но я все равно поставил ему условие: со мной нужно работать с нуля, не зависеть от каких-либо своих предыдущих ролей. Временно забыть про весь свой актерский багаж. И я очень рад, что у меня получился совсем другой Шагин, не похожий на себя предыдущего. Остальных актеров я выбирал с тем, чтобы вообще не вступать в соавторство с их предыдущими ролями.
— На натурные съемки выезжали — в ту же Припять?
— Натурных съемок не было. Ведь у нас в фильме показан такой себе "город наоборот" — Припять (снимали в Светлодарске, Донецкая область. — Авт.), которой она была до того дня, как случился этот катастрофический взрыв. Мы показали историю Припяти как раз в тот момент, когда люди узнали о катастрофе. Поэтому ехать в "мертвый город" не было нужды.
— А взрыв реактора, насколько знаю, нарисован на компьютере?
— Взрыва там нет, а есть горящий реактор в кадре. Только представьте себе: пожарище, дым до небес. А рядом стоят люди и глазеют на зарево. Позже все эти люди умрут.
— А что на съемках было самым сложным?
— Никаких сложностей у меня не может быть, потому что я сам пишу сценарии. И просматриваю фильмы в голове заранее, еще когда их пишу. Так что не приходится зависеть, например, от того, пойдет дождь или нет, потому что изначально продумываю это в своей истории.
— Вы сняли уже два фильма — оба по своим сценариям. Это принципиальная позиция?
— Да, я снимаю картины только по своим работам. Что заставило меня начать снимать? Ничего, кроме потребности самому расшифровать то, что я пишу. В моих сценариях есть некий шифр, который только я могу раскрыть.
— Какой бюджет вашей картины? И когда она выйдет в широкий прокат?
— Три с лишним миллиона долларов. Из которых около 40% — украинские деньги. Насчет проката... В России, по плану, уже в конце марта. Насчет Украины — не в курсе (по словам Олега Кохана, который продюсировал картину, также весной. — Авт.).
НАЧАЛ СНИМАТЬ 4 ГОДА НАЗАД
Имя: Александр Миндадзе
Родился: 28.04.1949 в Москве (Россия)
Миндадзе больше известен как сценарист, много лет проработавший с Вадимом Абдрашитовым и написавший сценарии для таких картин, как "Парад планет", "Охота на лис", "Время танцора". Всего же автор сценариев более, чем к 20 фильмам. Как режиссер он дебютировал в 2007-м фильмом "Отрыв".
КАК ДЕЛИТЬ "МЕДВЕДЯ"?
Над фильмом "В субботу" трудились Россия, Украина и Германия, и теперь каждое государство считает, что на "Берлинале" эта картина будет представлять именно его. Российские СМИ пишут, мол, наш режиссер едет за основным призом — "Золотой медведь", но при этом картину продюсировал украинец — Олег Кохан... Так как же будут делить "косолапого", если победу одержит "В субботу"? "В регламенте фестиваля четко указано, кому и за какую работу вручают награду, так что в случае победы она будет наша общая, — сказал нам генпродюсер кинокомпании SOTA Cinema Group Олег Кохан. — Если наш фильм выиграет, то все три страны имеют право на то, чтоб этим гордиться.
Кстати, это нормальная практика в Европе и во всем мире и уже много лет, что, как правило, 90% фильмов снимаются несколькими странами. Это называется копродакшн. Для Украины это лучший вариант, потому что 100%-но украинский фильм снять только украинскими силами пока не слишком возможно. А модель копродакшн — более оправдана, более выгодна".
НА БЕРЛИНАЛЕ ПОКАЖУТ ФИЛЬМ "ХОДОРКОВСКИЙ"
Кроме ленты "В субботу", за главные призы "Берлинале" поборются 15 фильмов, а во 2-ой по значимости фестивальной программе "Панорама" — 24 картины. Среди них украинских нет, но есть наших соседей: футуристическая драма россиянина Александра Зельдовича "Мишень" (2020 год, Россия. Компания собирается на Алтай, где находится астрофизический комплекс "Мишень". Достаточно оказаться в центре мишени, чтобы обрести молодость и счастье). А еще докфильм про Михаила Ходорковского от русско-германского режиссера Кирилла Туши. Лента построена на единственном "очном" видеоинтервью, которое режиссер взял в тюрьме у опального олигарха в октябре 2009-го в зале суда. На вопрос Туши: "Чем закончится этот процесс?", бизнесмен отвечает: "На сегодня этого никто не знает, потому что никто не знает, какую команду дадут... Не исключаю, что судье скажут: решай сам, но это крайне сомнительно". Кстати, мировая премьера "Ходорковского" — весной.